Японский линкор «Мусаси» найден на дне моря Сибуян

Линкор "Мусаси". Рис.: Tamiya

Линкор «Мусаси». Рис.: Tamiya

Американский миллиардер Пол Аллен недавно сообщил об обнаружении останков «Мусаси» — крупнейшего линкора Второй мировой войны, погибшего 24 октября 1944 года. Находка сделана на глубине около 1,5 км в море Сибуян вблизи Филиппин. Поиски велись с помощью глубоководных аппаратов, доставленных на место на личной яхте Аллена «Октопус».

Якорь линкора "Мусаси", 2015 г.

Якорь линкора «Мусаси», 2015 г.

 

Линкор «Мусаси» был флагманом Японского Императорского флота в годы Второй мировой войны. Он был заложен 29 марта 1938 года, спущен на воду 1 ноября 1940-го и вступил в строй в августе 1942-го. «Мусаси» и однотипный «Ямато» — самые большие и самые мощные корабли эпохи артиллерии и брони. Их полное водоизмещение — 72 810 т, мощность механизмов – 150 тыс. л.с., длина – 263 м, ширина 36,9 м, осадка – более 10 м. Толщина бортовой брони достигала 410 мм. Девять 460-мм орудий главного калибра стреляли 1330-кг снарядами на дальность 42 км.

Башни главного калибра линкора "Мусаси", 1942 г.

Башни главного калибра линкора «Мусаси», 1942 г.

 

До конца 1942 года линкор проходил испытания и обеспечивал боевую подготовку экипажа. 22 января 1943 года он прибыл на атолл Трук и стал новым флагманом Объединенного флота. В марте 1943 года «Мусаси» был торпедирован американской подводной лодкой «Танни» («Tunny») и ушел на ремонт в Куре. В июне он вместе с «Ямато» принимал участие в бою в Филиппинском море, но без каких-либо результатов.

На палубе «Мусаси» во время императорского смотра, 24 июня 1943 г. В переднем ряду в центре - император Хирохито

На палубе «Мусаси» во время императорского смотра, 24 июня 1943 г. В переднем ряду в центре — император Хирохито

 

Первое серьезное сражение, в котором довелось участвовать «Мусаси», стало для него последним. В октябре 1944 года американцы начали десантную операцию на Филиппинах, что грозило окончательно отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Для противодействия десантным силам японцы бросили весь свой флот. Причем авианосцев и палубной авиации у Императорского флота уже не хватало, и главная роль в предстоящей операции отводилась крупным артиллерийским кораблям.

"Мусаси" за 2 дня до гибели. Бруней, 22 октября 1944 г.

«Мусаси» за 2 дня до гибели. Бруней, 22 октября 1944 г.

 

«Мусаси» и «Ямато» входили в состав «1-го диверсионного соединения» вице-адмирала Куриты, которому надлежало нанести основной удар по десантным судам противника в заливе Лейте. Но утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, его атаковали несколько волн американской палубной авиации. По случайному стечению обстоятельств главной целью массированных атак оказался «Мусаси»; однотипный «Ямато» пострадал незначительно.

«Мусаси» под бомбами американской авиации, 24 октября 1944 г. Справа на заднем плане виден также атакованный американцами японский эсминец

«Мусаси» под бомбами американской авиации, 24 октября 1944 г. Справа на заднем плане виден также атакованный американцами японский эсминец

 

В ходе шести авианалетов, продолжавшихся более 9 часов, в «Мусаси» попало в общей сложности от 10 до 17 тяжелых бомб и от 11 до 20 авиационных торпед, не считая многочисленных близких разрывов. Хотя после 16:00 атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из-под контроля. Попытка выброситься на берег не удалась — в 19:36 «Мусаси» перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на его борту, погибло 1023. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов.

Последний снимок «Мусаси», сделанный за считанные минуты до его гибели с одного из японских кораблей эскорта. На увеличенном фрагменте этой фотографии хорошо видно, что линкор имеет огромный дифферент на нос, но все еще сохраняет ход

Последний снимок «Мусаси», сделанный за считанные минуты до его гибели с одного из японских кораблей эскорта. На увеличенном фрагменте этой фотографии хорошо видно, что линкор имеет огромный дифферент на нос, но все еще сохраняет ход

 

08-Musashi

Пол Гарднер Аллен, которому сейчас 62 года, — соучредитель корпорации Microsoft, которую он основал в 1975 году вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом. Согласно журналу Forbes, он занимает 51-е место в списке богатейших людей мира. Сам миллиардер называет себя филантропом, инвестором, предпринимателем, писателем и космическим первопроходцем. В частности, Аллен финансировал работы по созданию суборбитального ракетоплана SpaceShipOne, который совершил свой первый полет в 2004 году.

 

Пол Гарднер Аллен

Пол Гарднер Аллен

09--

Останки линкора "Мусаси" на дне, 2015 г.

Останки линкора «Мусаси» на дне, 2015 г.

 

Пол Аллен начал поиски линкора «Мусаси» восемь лет назад, поскольку с детства интересовался историей Второй мировой войны. Работы велись его частной экспедиционной группой на личной яхте миллиардера «Октопус» («Octopus»). Между прочим, эта мегаяхта длиной 126 м, построенная в Германии в 2003 году, в свое время произвела огромный эффект. Она оснащена восемью дизелями Mercedes общей мощностью 19 200 л.с., развивает максимальную скорость 20 узлов, может принять одновременно два вертолета, 19-метровый тендер и две сверхмалые субмарины (одна из них, с дистанционным управлением, специально предназначена для изучения дна океана).  И в настоящее время «Октопус» является 15-й по величине суперъяхтой мира и остается самым большим частным экспедиционным судном.

Экспедиционная яхта «Октопус»

Экспедиционная яхта «Октопус»