«Кристина О» — фрегат, ставший суперъяхтой

Яхта «Christina O», в прошлом – просто «Christina»

Яхта «Christina O», в прошлом – просто «Christina»

Примеры, когда военные корабли после демобилизации приобретают мирные профессии, далеко не единичны. Но гражданская карьера канадского фрегата «Стормонт» просто невероятна. Превратившись в суперъяхту нового поколения, этот корабль стал символом успеха и иконой стиля для мирового истеблишмента. Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Мерилин Монро, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Рудольф Нуреев, Мария Каллас – вот далеко не полный список тех, кто в разное время бывал на его борту…

Фрегат ВМС Канады «Stormont» в 1945  г.

Фрегат ВМС Канады «Stormont» в 1945 г.

Фрегат  «Стормонт» (К-327 «Stormont») сошёл со стапеля верфи Canadian Vickers в Монреале 14 июля 1943 года. Он принадлежал к крупной серии кораблей типа «Ривер» — простых по конструкции эскортных кораблей с обычными паровыми машинами. В годы Второй мировой войны они массово строились на английских, канадских и австралийских верфях. Их главным назначением считалась борьба с немецкими подводными лодками в Атлантике.

Модель фрегата типа «River»

Модель фрегата типа «River»

Полное водоизмещение фрегатов типа «Ривер» составляло примерно 2000 т, скорость полного хода достигала 20 узлов, вооружение включало две универсальные 102-мм пушки, от 6 до 12 20-мм «эрликонов», 2 бомбосбрасывателя и 5 противолодочных бомбомётов, включая один реактивный «Хеджехог». Экипаж насчитывал 140 человек.

Канадский фрегат «Waskesiu» - один из кораблей типа «River»

Канадский фрегат «Waskesiu» — один из кораблей типа «River»

«Риверы» активно участвовали в боевых действиях, сопровождали конвои, охотились за вражескими субмаринами. Но с окончанием войны необходимость держать в строю большое количество этих кораблей отпала. В 1947 году «Стормонт» исключили из состава канадского флота и поставили на прикол. Его наверняка ждала бы разборка на металлолом, если бы не внезапное предложение, поступившее от греческого судовладельца мультимиллионера Аристотеля Онассиса. Тот купил списанный фрегат за 34 тыс. долларов и решил превратить его в шикарную яхту – необычную по дизайну и непревзойденную по роскоши.

Чертежи яхты «Christina»

Чертежи яхты «Christina»

Переделка бывшего фрегата осуществлялась в Западной Германии по проекту инженера-кораблестроителя Цезаря Пиннау. Реконструкция была поистине фундаментальной и заняла несколько лет. Корпус корабля разрезали на две части и вварили в него дополнительную секцию. Форштевень приобрёл изящный изгиб, новые надстройки обтекаемой формы с большой дымовой трубой полностью изменили силуэт судна. Вместо котлов и паровых машин установили современные дизели. Яхту даже оснастили гидросамолётом!

«Christina» вскоре после вступления в строй, с гидросамолётом на борту

«Christina» вскоре после вступления в строй, с гидросамолётом на борту

К разработке внутренних интерьеров привлекались модные художники и дизайнеры. Например, каюты, предназначавшиеся для детей Онассиса, оформил известный иллюстратор детских книг Людвиг Бемельманс. Атриум яхты украшал парадный винтовой трап, сверкавший отделкой из серебра и оникса.

 

Винтовой трап в атриуме

Винтовой трап в атриуме

 

 

 

07_Yacht-Fash-Chris

 

Всеобщее восхищение вызвало мозаичное дно бассейна в кормовой части судна, представлявшее собой копию мозаики Кносского дворца на Крите. Его «фишка» заключалась не только в художественной ценности, но и в оригинальном техническом решении: с помощью специального механизма дно могло подниматься до уровня палубы, и бассейн превращался в танцплощадку.

Onassis Yacht Goes On Sale For $32.4Milion

10_ChristinaO16

Мозаичное дно бассейна способно трансформироваться в танцевальную площадку

Мозаичное дно бассейна способно трансформироваться в танцевальную площадку

Вторая жизнь противолодочного фрегата началась в 1954 году, когда он вышел в море в новом обличии и с новым именем на борту. Онассис нарёк красавицу-яхту «Кристина» («Christina») — в честь своей дочери. Переделка обошлась греческому судовладельцу в 4 миллиона долларов – по тем временам это была запредельная сумма.

Аристотель Онассис с первой женой Тиной и детьми – сыном Александром и дочерью Кристиной

Аристотель Онассис с первой женой Тиной и детьми – сыном Александром и дочерью Кристиной

Следует заметить, что в 50-е годы прошлого века суперъяхты практически не строились – мир ещё не оправился от последствий войны, и тратить огромные деньги на создание и содержание плавучих дворцов считалось непозволительным. Онассис первым нарушил это негласное правило и подал пример будущему поколению шейхов и олигархов.

Вид на кормовую часть суперъяхты: зона релакса, бассейн, джакузи…

Вид на кормовую часть суперъяхты: зона релакса, бассейн, джакузи…

Имидж «Кристины» как самой роскошной и инновационной яхты в мире Аристотель Онассис использовал по полной программе. Он регулярно проводил на её борту светские рауты и изысканные вечеринки, приглашал в гости не только звёзд шоу-бизнеса, но и известных политиков вплоть до лидеров крупнейших мировых держав. На суперъяхте в разное время побывали Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди, Мерилин Монро, Фрэнк Синатра, Элизабет Тейлор, Грета Гарбо, Ричард Бёртон, Рудольф Нуреев… В 1956 году здесь проходили торжества по случаю бракосочетания Грейс Келли и князя Монако Ренье. А оперная дива Мария Каллас вообще обосновалась на судне надолго: её бурный роман с Онассисом одно время был самой лакомой темой для жёлтой прессы.

Аристотель Онассис и Уинстон Черчилль на борту яхты «Christina», 1959 г. Кстати, владелец судна и его высокий гость сидят в креслах на дне незаполненного водой бассейна!

Аристотель Онассис и Уинстон Черчилль на борту яхты «Christina», 1959 г. Кстати, владелец судна и его высокий гость сидят в креслах на дне незаполненного водой бассейна!

На яхте «Christina»: в первом ряду слева - Элизабет Тейлор, рядом с ней Онассис, четвёртый слева – знаменитый актёр Ричард Бёртон

На яхте «Christina»: в первом ряду слева — Элизабет Тейлор, рядом с ней Онассис, четвёртый слева – знаменитый актёр Ричард Бёртон

Онассис и Мария Каллас

Онассис и Мария Каллас

Пик известности яхта «Кристина» получила осенью 1968 года, когда на её борту неподалеку от острова Скорпиос состоялась свадьба Аристотеля Онассиса и Жаклин Кеннеди — вдовы убитого президента США. Это событие вызвало в мире невиданный резонанс.

Эта фотография свадьбы Онассиса и Жаклин Кеннеди попала в газеты и журналы всех стран мира (1968 г.)

Эта фотография свадьбы Онассиса и Жаклин Кеннеди попала в газеты и журналы всех стран мира (1968 г.)

А это известная картина Василия Пукирева «Неравный брак» (1862 г.). Как говорится, найдите 10 отличий…

А это известная картина Василия Пукирева «Неравный брак» (1862 г.). Как говорится, найдите 10 отличий…

Ещё одна колоритная фотография. На ней всё та же пара: Ари (Аристотель) и Джекки, она же Жаклин

Ещё одна колоритная фотография. На ней всё та же пара: Ари (Аристотель) и Джекки, она же Жаклин

В 1975 году Онассис умер. За три года до его кончины в автокатастрофе погиб его сын и наследник Александр. Наследницей мультимиллионера стала его дочь, в её собственность перешла и названная в её честь суперъяхта. Но Кристина Онассис не была сентиментальной и легко относилась с фамильным ценностям. Она не захотела нести расходы на содержание яхты и в 1978 году подарила её правительству Греции. «Кристина» сменила имя на «Арго» и стала президентской яхтой – плавучей резиденцией главы государства.

Кстати, в том же году Кристина в третий раз вышла замуж, причём теперь за гражданина СССР — сотрудника «Совфрахта» Сергея Каузова. Правда, их брак, ставший очередной мировой сенсацией, продлился недолго — 16 месяцев.

Кристина Онассис и Сергей Каузов в московском загсе, 1978 г.

Кристина Онассис и Сергей Каузов в московском загсе, 1978 г.

Тем временем содержание яхты «Арго» для греческого правительства оказалось накладным, и роскошное судно встало на прикол. В начале 90-х годов его выставили на продажу за 16 миллионов долларов, однако покупатель нашёлся лишь в 1998-м. Им стал Джон Пол Папаниколау, друг семьи Онассисов, бывавший на «Кристине» ещё ребёнком. Он переименовал яхту в «Кристину О» — недвусмысленный намёк на Кристину Онассис, которой к тому времени уже не было в живых: она умерла в 1988 году в Буэнос-Айресе при невыясненных обстоятельствах.

Ремонт и модернизация обветшавшей яхты заняли 2,5 года и обошлись новому владельцу в сумму более 50 млн долл. Лишь в апреле 2001 года обновлённая «Кристина О» снова вышла в море, теперь под флагом Панамы.

21_Christina_O--1

«Christina O» после модернизации

«Christina O» после модернизации

С 2005 года «Christina O» при посредничестве старейшей чартерной компании Camper and Nicholsons сдавалась в аренду для непродолжительных путешествий по Средиземному морю. Но после смерти Папаниколау (2010 г.) его наследники вновь выставили легендарную яхту на продажу. В 2013 году за неё просили 32,4 млн долл.

«Christina O» на Средиземном море

«Christina O» на Средиземном море

На сегодняшний день характеристики яхты «Christina O» следующие. Водоизмещение – 2250 т, наибольшая длина корпуса – 99,06 м, ширина – 10,97 м, осадка – 4,27 м. Силовая установка – 2 дизеля MAN мощностью по 2775 л.с. каждый — обеспечивают судну максимальную скорость 19 узлов, крейсерскую – 15 узлов. На яхте имеется 19 роскошных пассажирских кают, включая апартаменты владельца. В них могут разместиться 36 гостей. Кроме того, на борту есть спортзал, библиотека, детская комната, массажный салон, два лифта; на открытом воздухе – солярий, трансформируемый бассейн и джакузи. Экипаж вместе с обслуживающим персоналом насчитывает 35 человек.

Портом приписки яхты «Christina O» ныне является Панама

Портом приписки яхты «Christina O» ныне является Панама

Кают-компания

Кают-компания

Спальня в сьюте Аристотеля Онассиса

Спальня в сьюте Аристотеля Онассиса

Библиотека

Библиотека

Джакузи

Джакузи

Бар на верхней палубе

Бар на верхней палубе

30_1884708

На борту суперъяхты есть винтажные катера, используемые в качестве тендеров для доставки пассажиров с рейда на берег

На борту суперъяхты есть винтажные катера, используемые в качестве тендеров для доставки пассажиров с рейда на берег