АНДРЭ ЛАБАН – ЛЕГЕНДА СИНЕГО ЦВЕТА
Текст: Фёдор Лебедев
Фото: Станислав Мороз, Андрэ Лабан

Андрэ Лабан — путешественник, акванавт, инженер, кинорежиссёр, фотограф, художник и даже немного музыкант…
О легендарном Жаке-Иве Кусто написано и сказано много. Но за кадром его фильмов остались десятки людей, которые, собственно, и создавали эти фильмы, а с ними и славу Кусто. Об одном из таких тружеников мне, кинодокументалисту, захотелось сделать фильм-портрет. Личность Андрэ Лабана оказалась настолько многогранной, что наш фильм пришлось назвать «Легенда синего цвета — эскиз к портрету Андрэ Лабана». К сожалению, «эскиз», так как невозможно за тридцать минут подробно рассказать обо всём, что успел сделать за свою долгую жизнь этот обаятельный и скромный человек. И эта статья – лишь краткий рассказ о его большой жизни…
Фёдор Лебедев
В 1953 году выпускник марсельской химической школы Андрэ Лабан прослышал о том, что на стоящем в порту судне «Калипсо» требуется инженер. Молодой химик встретился с руководителем экспедиции Жаком-Ивом Кусто и предложил ему свои услуги. На вопрос Кусто: «Что вы умеете делать?», Лабан откровенно ответил: «Ничего». Ответ понравился командору и тот предложил 25-летнему Лабану поработать на судне пару недель в качестве испытательного срока. Судьба распорядилась так, что эти две недели растянулись на 21 год…
По заданию Кусто Андрэ Лабан конструировал боксы для кино- и фотокамер, подводные скутера, осуществлял погружения. В 1955 году фильму «Мир безмолвия», для съёмок которого применили 35-миллиметровые боксы Лабана, была присуждена «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском фестивале и «Оскар» в Голливуде.
Со временем Андрэ освоил технику киносъёмки под водой и участвовал в создании фильмов сериала «Одиссея команды Кусто» в качестве оператора, а позже в роли сорежиссёра и продюсера некоторых фильмов.
Вместе с Жаном Моларом Лабан сконструировал портативную подводную лодку «Ныряющее блюдце 350». Многие годы он работал пилотом одноместных подводных лодок, на которых проводил погружения на глубины до пятисот метров.
В 1965 году по поручению Ж-И.Кусто Андрэ Лабан принял участие в уникальном и опасном эксперименте – «Приконтинентальный опыт-3». В качестве руководителя, с пятью акванавтами, он провёл месяц в подводном доме на глубине 100 метров. Именно там, выходя с аквалангом из подводного дома, Андрэ пришёл к убеждению, что только живопись способна передать удивительную палитру синего цвета подводного мира. И вскоре Андрэ начал писать картины… под водой.
Он с детства увлекался живописью, но для работы под водой потребовались новые знания и особые навыки. Пригодились познания в химии: он подобрал грунтовку, благодаря которой обыкновенные масляные краски стало возможным наносить на холст, находясь на морском дне.
На свою первую выставку художник отважился в конце шестидесятых годов. Лучшей оценкой для подводного живописца стала реплика ныряльщика, который воскликнул, увидев картины Лабана: «Я чувствую себя под водой!». С тех пор подводная живопись стала неотъемлемой частью жизни Андрэ. При каждом удобном случае он надевал акваланг и погружался в море.
«Я открыл для себя на «Калипсо» мир, который совсем не безмолвный, как это принято считать, — он текучий, густой и голубой, в котором тело, благодаря силе Архимеда, находится как бы в невесомости…. Это мир бесконечности, вот почему я пишу свои картины под водой».
Много лет спустя Андрэ Лабан опубликует биографическую книгу «Страсть к синему цвету» и в предисловии напишет: «Это моя правда, только моя правда, но не вся правда». Из всей книги, описывающих жизнь и работу команды судна «Калипсо», автор совсем немного поведал о непростых отношениях командора Кусто со своими помощниками. Возможно, его взгляд субъективен, тем не менее привожу эти фрагменты дословно:
«Ныряльщику, заговорившему о праве на отпуск, он (Ж.-И.Кусто) резко ответил: «Здесь ни у кого нет никаких прав!»… Образ, который он себе создавал в течение лет, стало несколько тяжело нести. К тому времени он являлся уже олицетворением подводного мира, создателем новой религии, Папой и мессией которой он был. А я был одним из его апостолов…
Кусто год за годом приобретал многочисленных «друзей», которые только и ждали случая, чтобы подложить под его «пальму» свинью. С другой стороны, этот Король-солнце ныряния был окружён толпой куртизан. Как у солнца, у него было свойство ослеплять, отчего некоторые оказывались в тени. Но кто знает, что на обратной стороне солнца? У каждой медали есть своя обратная сторона; и чем больше медаль, тем больше её обратная сторона».
В 1973 году Андре Лабан был уволен командором Кусто без объяснения причин увольнения и без каких-либо слов благодарности. Так же он поступал и со многими другими своими помощниками, когда те становились ему не нужны. 45-летний Лабан сошёл с «Калипсо», оставив на нем 21 год своей жизни, созданные им фото- и кинокамеры, подводные лодки, тысячи часов работы под водой….
«Однажды, в моей жизни наступил момент, который стал для меня очень печальным, — это случилось, когда Кусто внезапно сказал мне, что он более во мне не нуждается. Услышать такое было очень тяжело. Я не ожидал этого.
Я не хочу вспоминать об этих тяжёлых днях, которые были тяжёлыми также для многих других сотрудников нашей команды, которые были уволены также без слов благодарности… Я вижу, что Кусто, как те крабы отбрасывают свою клешню, когда она им становится ненужной. Для него не существует незаменимых людей. Он расстаётся с ними без слов благодарности… Мне понадобились месяцы и даже годы для того, чтобы такой эпилог перестал быть дурным сном».

Фотография-шарж Лабана: клешня краба, на которую сверху, как на голову, надета маленькая красная шапочка. Видно явное сходство с портретом Ж-И.Кусто
После разрыва с Кусто Лабан пытался найти себя в разных профессиях, даже трудился в ресторанчике «Синяя подлодка», который открыл вместе с женой. Но всё же подводная живопись осталась его основным и главным занятием. За сорок с лишним лет он написал под водой свыше 700 картин! Его произведения украшают частные коллекции и некоторые музеи мира. Андрэ не жадничает – большинство своих работ он подарил друзьям, а их у него очень много.
«Меня иногда спрашивают: «Вам не надоело писать одну и ту же картину?». Но на самом деле это не одна и та же картина. Она синяя, я согласен. Но море, как говорил поэт: «Море вечно в своём обновленье…». И хотя волны движутся одна за одной, они не одинаковые. Я слышал от нескольких людей, что мои полотна передают энергию…. Море содержит неизмеримую энергию…. Эта энергия, эта безумная энергия моря, может быть, она передаёт мне часть своей энергии? И может быть, что через картины, мне удаётся передать это тем людям, которые смотрят на них?»
В 2001 году художник впервые приехал на постсоветское пространство – в Киев — и принял участие в международном фестивале подводного изображения «Серебряная акула». С тех пор каждый год он посещает Киев, куда привозит свои картины и активно участвует в работе фестиваля. Его любовь к этому городу можно объяснить ещё и тем, что отец Лабана родился и жил во Львове, откуда переехал во Францию до Первой мировой войны. Там он женился, и в Марселе родился Андрэ.
Сегодня Андрэ Лабану за восемьдесят. Но он полон энергии и идей. Работает над романом. С друзьями снимает игровые короткометражные фильмы, погружаясь под воду.
Удивительно наблюдать, как этот уже давно не молодой человек, лежа на 15-метровой глубине, на протяжении часа пишет свои полотна. Ещё удивительнее слышать под водой, как он во время своей работы напевает. «А что вы поёте, когда пишете?» — спросил я у Андрэ, когда мы поднялись на поверхность. «Не знаю, — ответил он. — Я этого даже не замечаю». И, подумав, добавил: «Когда я пишу под водой картины, поёт вся моя душа».
«Это что-то вроде синего тумана, который окружает всё, что находится на глубине. Для меня это что-то волшебное», — говорит Андрэ.
Работа мастера под водой в 2009 году стала одним из сюжетов документального фильма «Легенда синего цвета — эскиз к портрету Андрэ Лабана».
Несколько лет назад Андрэ Лабан издал альбом юмористических фотографий, сделанных ещё в 1973-1983 гг. На всех снимках изображён сам автор, зачастую в весьма комичном виде.
«Люди говорят мне: «Вы нарцисс?». Нет, в данном случае, всё это исключительно для того, чтобы повеселиться и придумать такие неожиданные ситуации, более или менее комические, которые вызвали бы улыбку. И моя цель достигнута. Когда я их показываю друзьям, эти снимки вызывают смех».
Материал впервые опубликован в журнале !OCEAN №4, 2011 г.