Возвращение столетнего романтика: в Калининграде причалит легендарный барк «Седов»

Учебный барк «Седов» первым среди парусников прошел Северный морской путь за одну навигацию, взял в Мурманске на борт новых курсантов и буквально на днях ошвартуется в родном Калининграде.

Этот уникальный морской переход случился, как это ни странно, благодаря пресловутому COVID-19.  Год назад учебно-парусные суда Росрыболовства – барки «Седов» и «Крузенштерн» и фрегат «Паллада» – отправились в экспедицию, посвященную 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы. «Крузенштерн» – в трансатлантический переход, а «Седов» и «Паллада» – в кругосветки. «Паллада» стартовала из Владивостока в ноябре, а «Седов» с «Крузенштерном» из Калининграда – в декабре.

Ночная вахта ©Иван Шаповалов

Первая волна пандемии накрыла «Седов» в Кейптауне (ЮАР), когда он уже дважды пересек Атлантику. Дальше он шел, огибая подбрюшье Африки с Евразией без сходов экипажа на берег, до самого Владивостока. К этому времени в Росрыболовстве уже созрел новый амбициозный план для «Седова»: вместо пересечения Тихого океана и двух Америк через Панамский канал, а дальше – Атлантики пойти в Калининград заметно более коротким, хотя и сложным Северным морским путем. Чтобы оценить риски, взглянем на верхний край географической карты. Севморпуть (СМП) представляет собой трассу через Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское и Баренцево моря Северного Ледовитого океана. Арктический климат, мягко говоря, осложняет навигацию в акватории СМП, от Берингова пролива до самых Карских Ворот. Особенно для парусников, построенных для хождения в морях поюжнее.

Но нашему герою море оказалось по ватерлинию, и он не просто прошел СМП. Он преодолел, если считать от Владивостока до Мурманска, 6149 морских миль (или 11 388 км). Из них чисто под парусами «Седов» прошел десятую часть – 623 мили (в километрах получается 1154). Остальной путь скользил по СМП на одном своем дизеле или в комбинированном с парусами режиме.

Было дело, шведы (140 лет назад) прошли СМП в обратном направлении, но с зимовкой и за две навигации. Причем тоже не только под парусом. Был и у них двигатель, правда, паровой.

Подробнее