В воды лондонского канала запустят шесть белых акул

Для конкурса инсталляций Antepavilion 2020 года, спонсируемого Лондонским архитектурным фондом, приз в размере 31 тысяча долларов США был вручен плавающему набору из шести полноразмерных белых акул, которые изображают выпрыгивающих из воды хищников с раскрытыми зубастыми пастями.

Инсталляция под названием “SHARKS !” разработана архитектором Джейми Шортен и будет расположена в водах канала Риджентс в лондонском районе Хакни.

В попытке добавить ещё больше экстравагантности акулы будут оснащены звуковым оборудованием, которое позволит им петь и читать лекции по архитектуре и урбанизму. Поэтому второе, неофициальное, название скульптурной композиции звучит как “поющие акулы Лондона”.

– Ежегодный конкурс Antepavilion, проводимый Фондом архитектуры, приглашает участников со своими экспериментальными композициями, которые демонстрируют антиавторитарный импульс, – поясняет директор Фонда Эллис Вудман. – Участникам Antepavilion в этом году пришлось столкнуться с двумя довольно сложными требованиями: во-первых, сооружение должно было располагаться на понтонах в канале; а во-вторых, оно должно было отреагировать на бюрократические баталии в архитектурном планировании Лондона, которую своими 4-летними конкурсами спровоцировала программа Antepavilion.

Джейми Шортен изначально планировал, что акулы будут сгруппированы в живую картину, напоминающую картину маслом художника Теодора Жерико “Плот Медузы” 1819 года. Она рассказывает о морской катастрофе, произошедшей в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата “Медуза”, покинувшими корабль, налетевший на рифы, на плоту.

Картина изображает выживших после кораблекрушения, которым угрожают акулы посреди океана.

В свете пандемии коронавируса, охватившей земной шар, Шортен предположил, что акул можно разнести друг от друга, чтобы продемонстрировать меры социального дистанцирования.

– Когда я прочитал приглашение на конкурс “Антепавильон”, в котором участникам предлагалось отреагировать “на конфликт между авторитарным управлением застроенной среды и эстетическим либертарианством”, на ум сразу же пришла история с Хедингтонской акулой”, – рассказал Шортен.

В 1986 году Билл Хайне установил на крыше своего Оксфордского дома полноразмерную скульптуру акулы из стекловолокна, которая, казалось, упала на дом с неба, протаранив крышу и застряв в ней. Несмотря на то, что Хедингтонская акула быстро стала любимой местной достопримечательностью, её установка привела Билла к затяжной 6-летней юридической битве с местным советом и бюрократией, которая закончилась в 1992 году знаменитым заявлением Департамента окружающей среды: “Акула не находится в гармонии с окружающей средой, но она не предназначена для того, чтобы гармонировать с ней”.

– Эта история, которая остаётся одной из самых известных среди англичан, стала символом современной битвы между эксцентричностью и бюрократией. Моя инсталляция “SHARKS !” была одним из 5 предложений, прошедших в шорт-лист из 135 участников. Конечно, проект бросает вызов ожиданиям архитектурной культуры, но всё жюри было впечатлено точностью реакции на физический и культурный контекст.

Макет будущей экспозиции

Источник