Устройство парусного корабля “Паллада”

Судно однокорпусное, трехмачтовое, трехпалубное. Рангоут, такелаж и паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость, верхняя палуба – нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с ахтерштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно скомпонован как продолжение тянущегося вперед и вверх корпуса. На верхней палубе размещены три одноярусные рубки. На кормовой рубке, имеющей “крылья”, вынесенные к бортам, размещен ходовой мостик.

Судно имеет полное парусное вооружение. Площадь парусов судов  2963 м2  

В рангоутном хозяйстве судна много новинок и интересных деталей. Польские мастера наконец-то отказались от традиционного способа сочленения мачт с их продолжением – стеньгами всех степеней. Оставлены (и не только в качестве символики) марсовые площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но полностью устранены эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда, сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г.

Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали. Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты – 49,2, грот-мачты – 49,5 и бизань-мачты – 48,4 м. В отличие от традиционных парусников прямого вооружения на судне отсутствуют подъемные реи. Они стационарно закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жесткий. Бегучий такелаж – в основном из синтетических тросов.

Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый. Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со скоростью 10 м/мин при глубине 100 м. Имеются три якоря Холла массой по 1500 кг, один из них – запасной. В корме установлен швартовный шпиль. Расположение швартовных кнехтов киповых планок и роульсов обычное судовое. На судне 4 спасательные пятидесяти шестиместные шлюпки и 12 десятиместных спасательных плотиков, размещенных на верхней палубе в пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями.

Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и главной палубах и твиндеке. В состав жилых помещений входят:

  1. отдельный салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом;
  2. одноместная каюта с изолированным санузлом для старшего помощника капитана;
  3. 5 одноместных кают с санузлами для старшего командного состава,
  4. 10 одноместных кают для среднего командного состава;
  5. 14 двухместных кают для рядового судового состава.
  6. Для курсантов предусмотрено 12 двенадцати-местных кубриков.

Помещения командного состава находятся на главной палубе и в кормовой части твиндека, помещения команды – в средней и носовой частях твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и помещение отдыха команды.

В трех рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также учебная штурманская рубка. Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 564 кВт в помощь парусам. Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт – регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под парусами его лопасти могут быть развернуты во флюгерное положение.

Рангоут парусного корабля

Рангоут (рангоутное дерево, рангоутные дерева) (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

Мачты

1 – фок-мачта
2 – фор-стеньга
3 – фор-брам-стеньга
4 – фор-бом-брам-стеньга
5 – фор-трюм-стеньга
6 – флагшток
7 – грот-мачта
8 – грот-стеньга
9 – грот-брам-стеньга
10 – грот-бом-брам-стеньга
11 – грот-трюм-стеньга
12 – флагшток
13 – бизань-мачта
14 – крюйс-стеньга
15 – крюйс-брам-стеньга
16 – крюйс-бом-брам-стеньга
17 – крюйс-трюм-стеньга
18 – флагшток
19 – бушприт
20 – утлегарь
21 – бом-утлегарь
22 – мартин-гик

Реи

23 – фока-рей
24 – нижний фор-марса-рей
25 – верхний фор-марса-рей
26 – нижний фор-брам-рей
27 – верхний фор-брам-рей
28 – фор-бом-брам-рей
29 – фор-трюм-рей
30 – грота-рей
31 – нижний грот-марса-рей
32 – верхний грот-марса-рей
33 – нижний грот-брам-рей
34 – верхний грот-брам-рей
35 – грот-бом-брам-рей
36 – грот-трюм-рей
37 – бегин-рей
38 – нижний крюйс-марса-рей
39 – верхний крюйс-марса-рей
40 – нижний крюйс-брам-рей
41 – верхний крюйс-брам-рей
42 – крюйс-бом-брам-рей
43 – крюйс-трюм-рей
44 – площадка салингов
45 – фор-гафель
46 – грот-гафель
47 – бизань-гафель
48 – бизань-гик
49 – верхний бизань-гафель

Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка))   — совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Стоячий такелаж парусного корабля

Стоячий такелаж  — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты.  Комли-вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями. Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами. К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

50 – фок-ванты
51 – фор-стень-ванты
52 – фор-брам-ванты
53 – грот-ванты
54 – грот-стень-ванты
55 – грот-брам-ванты
56 – крюйс-ванты
57 – крюйс-стень-ванты
58 – крюйс-брам-ванты


59 – фор-стень-фордуны


60 – фор-брам-бакштаги
61 – фор-бом-брам-бакштаги
62 – фор-трюм-бакштаги
63 – грот-стень-бакштаги
64 – грот-брам-бакштаги
65 – грот-бом-брам-бакштаги
66 – грот-трюм-бакштаги
67 – крюйс-стень-бакштаги
68 – крюйс-брам-бакштаги
69 – крюйс-бом-брам-бакштаги
70 – крюйс-трюм-бакштаги


71 – фока-штаги
72 – фор-стень-штаги
73 – кливер-леер
74 – фор-брам-штаг
75 – бом-кливер-леер
76 – фор-бом-брам-штаг
77 – фор-трюм-штаг
78 – бом-утлегарь-штаг
79 – мартин-штаг
80 – мартин-бакштаг
81 – ватер-штаги
82 – грот-штаги
83 – грот-стень-штаги
84 – грот-брам-штаги
85 – грот-бом-брам-штаги
86 – грот-трюм-штаги
87 – бизань-штаги
88 – крюйс-стень-штаги
89 – крюйс-брам-штаги
90 – крюйс-бом-брам-штаг
91 – крюйс-трюм-штаг
110 – 124 – перты

Бегучий такелаж парусного корабля

Бегучий такелаж  — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.  Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

92 – фока-топенанты
93 – фор-марса-топенанты
94 – фор-брам-топенанты
95 – фор-бом-брам-топенанты
96 – фор-трюм-топенанты
97 – грот-топенанты
98 – грот-марса-топенанты
99 – грот-брам-топенанты
100 – грот-бом-топенанты
101 – грот-трюм-топенанты
102 – бегин-топенанты
103 – крюйс-марса-топенанты
104 – крюйс-брам-топенанты
105 – крюйс-бом-брам-топенанты
106 – крюйс-трюм-топенанты
107 – фор-трисель-эренс-бакштаги
108 – грот-трисель-эренс-бакштаги
109 – бизань-эренс-бакштаги
125 – фока-брасы
126 – нижние фор-марса-брасы
127 – верхние фор-марса-брасы
128 – нижние и верхние фор-брам-брасы
129 – фор-бом-брасы
130 – фор-трюм-брасы
131 – грота-брасы
132 – нижние грот-марса-брасы
133 – верхние грот-марса-брасы
134 – нижние грот-брам-брасы
135 – верхние грот-брам-брасы
136 – грот-брам-брасы
137 – грот-трюм-брасы

Бегучий такелаж парусов

Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими. На крупных парусных судах изготавливается из растительных, синтетических тросов и особо гибких стальных тросов малого диаметра. К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-коты парусов, галсы, гордени и гитовы.

Фалы

Фалы кливеров и стакселей изготовляют из гибкого стального троса. Фалы крепятся скобой к фаловому углу паруса, проводятся параллельно штагу вверх к отводному блоку и вниз к горденю, выведенному к борту у кофель-планки. Крепятся попеременно с правого и левого бортов начиная с бом-кливера. С появлением синтетических парусов их такелаж изготавливается также из синтетических тросов.  Фалы трисельных парусов, убирающихся к мачте с глухо закреплёнными гафелями, проводят от нок-бензельного угла к блоку у пятки гафеля и вниз к кофель-планке у мачты.

Ниралы

Ниралы, которыми убирают косые паруса (противостоят фалам), изготовляют из растительного или синтетического троса. Крепятся коренным концом к фаловому углу паруса и пропускаются через две-три биготки или барашки (точёные деревянные колодки, служащие для отвода снастей), закреплённые у раксов, выводятся параллельно штагу к мачте на палубу. Ниралы парусов бушприта выводят к специальной кофель-планке на четыре нагеля у шпора бушприта.  Ниралы трисельных парусов проводятся по гафелям к нокам и блокам аналогично фалам, но с противоположной стороны гафеля. С их помощью убирают нок-бензельный угол паруса к мачте.

Шкоты

Шкоты нижних парусов(фока и гротов) больших современных парусных судов изготавливаются из гибкого стального троса и крепятся коренным концом к шкотовому углу паруса, далее через шкив-гат — к ручной палубному шпилю для обтягивания и крепления на кнехте. Шкоты нижних марселей, брамселей и бом-брамселя выделывают из стального гибкого троса, иногда в отдельные участки шкотов вставляют такелажные цепи и оснащают талями. Шкоты верхних марселей и брамселей обычно делают глухими, шкотовые углы паруса крепят специальными стропками и скобами крепят к ниже расположенному рею. Шкоты кливеров и стакселей — парные, по одному на каждый борт. На крупных судах с парусами большой площади к шкотовому углу крепят сначала шкентели с грушевидными шкот-блоками, через который проводят обычный гордень, закрепив его коренной конец за обух в палубе или в фальшборте, а ходовой — за нагель на кофель-планке.

Галсы

Галсы нижних парусов должны удерживать в нужном положении наветренный угол паруса и шкаторину в натянутом виде. Они изготовляются из гибкого стального троса с вплетённым, для удобства работы руками, в ходовой конец растительным тросом. Коренной конец галса крепится скобой к нижним углам паруса вместе со шкотом. Ходовой конец пропускают через канифас-блок на палубу и направляют к шпилям или на кнехты.  Нижние углы фока и гротов, имеющие с каждого борта по одному галсу и шкоту, попеременно выполняют функции галсового или шкотового угла в зависимости от того, каким галсом по отношению к ветру идёт судно. Галсы кливеров и стакселей выполняют глухими в виде коротких стропок, заведённых от галсового угла паруса к обуху штага.

Гордени

Гордени прямых парусов выделывают из гибких стальных, либо растительных тросов. Нок-гордени подтягивают боковую шкаторину к рею при уборке паруса. Бык-гордени подбирают при уборке паруса к рею. Они делятся на каждой половине паруса на внутренние, средние и наружные и закрепляются коренными концами за кренгельсы нижних шкаторин. Их ходовые концы через гордень-блоки направлены к марсу и далее к бортовым кофель-планкам.

Гитовы

Гитовы парусов (нижнего марселя, нижнего брамселя и бом-брамселя) подтягивают шкотовые углы парусов к нокам реев. У верхнего марселя и верхнего брамселя шкоты закрепляются наглухо. Поэтому здесь гитовы заменены ниралами и крепятся коренными концами за обух нок-бугеля нижерасположенного рея. При уборке паруса и спуске рея, подвижного в данном случае, на штатное место эти рей-ниралы позволяют осаживать рей книзу.

Названия Парусов

  1. Летучий кливер
  2. Бом-Кливер
  3.  Средний кливер
  4.  Фор-стень-стаксель
  5. Фок
  6. Нижний фор-марсель
  7. Верхний Фор-марсель
  8.  Фор-брамсель
  9. Фор-бом-брамсель
  10. Грот-стень-стаксель
  11. Грот-брам-стаксель
  12. Грот-бом-брам-стаксель
  13. Грот
  14. Нижний грот-марсель
  15. Верхний грот-марсель
  16. Грот-брамсель
  17. Грот-бом-брамсель
  18. Крюйс-стень-стаксель
  19. Крюйс-брам-стаксель
  20. Крюйс-бом-брам-стаксель
  21. Нижний крюйсель (нижний крюйс-марсель)
  22. Верхний крюйсель (верхний крюйс-марсель)
  23. Крюйс-брамсель
  24. Крюйс-бом-брамсель
  25. Бизань