Прожить жизнь под парусами..

ромасевич11В минувшие выходные в день города в Волгограде состоялась традиционная парусная регата, в которой приняли участие яхтсмены из Камышина, Волжского, Волгограда.

«А он, мятежный, просит бури…»

Ветер рвал паруса и кренил мачты- «Кубок Сталинграда» по парусному спорту начинался в сложных погодных условиях. Регата стартовала из яхт- клуба «Пилигрим» до Центральной набережной Волгограда- этот своеобразный парад парусов жители города- героя на Волге могли наблюдать каждый год в День рождения Волгограда. Сразу после старта яхты развернули самые красивые паруса- спинакеры, которые ставятся на попутных курсах. После поворотного знака экипаж быстро меняет бегучий такелаж. Именно в этот момент ветер сыграл злую шутку с яхтой «Граф»-она резко легла парусами на воду и два баковых матроса оказались в воде. Если вода попадает внутрь яхты она тонет буквально за пять минут, но экипажу удалось выровнять киль и все обошлось только поврежденным штагом, который поддерживает мачту. Известный волгоградский бард Вадим Вебер был приглашен на яхту как участник парусного фестиваля, в рамках которого проходили соревнования. «Боевое крещение» выдержал с честью.

– Я так ничего и не понял-говорит Вадим.- Мгновенье- и ты в воде. Но такой экстрим еще больше добавляет желания заниматься парусным спортом.

Регату сами яхтсмены называют гонкой престижа- здесь соревнуются спортсмены из трех крупных яхт- клубов. Именно волгоградцы больше всех стремятся победить в этих соревнованиях и победа порой достается им нелегко. Яхты разделили на шесть стартовых групп в зависимости от веса киля и площади парусов. Своеобразым символом гонок зарекомендовала себя волгоградская яхта «Сталинград» – двукратная победительница престижных соревнований «Кубок Волги», проводимых ежегодно на Куйбышевском водохранилище. Ее капитан- Евгений Калякулин является идейным вдохновителем и организатором этих соревнований.

– По просьбе наших ветеранов мы стали называть эту регату именно «Кубок Сталинграда,» потому что это имя принесло нашему городу мировую славу. –говорит Евгений. –В этом году мы расширили регату до рамок парусного фестиваля. У нас после гонок состоится концерт, где будут петь барды из клуба «Новая лодка,» ведь парус всегда был символом романтики и творческого вдохновения, но это потом, а сейчас экипажи на дистанции борются с ветром и друг другом.

Яхта "Сталинград"

Яхта “Сталинград”

«С ветром не спорят, его просят помочь..»

Борьба на дистанции и впрямь была нешуточная. Соревнования на течении – целое искусство. Здесь нужно чувствовать ветер и хотя бы на пол- корпуса опережать соперников. В полутоном классе лидировал «Сталинград», который боролся с экипажами сразу двух яхт- «Вояж» и «Призрак» из Волжского. Коварный ветер едва не уложил на воду под полными парусами «Сталинград». Но экипаж сумел выровнять яхту и прийти к финишу первыми.

-Ну это уж лучше, чем штиль-говорит баковый матрос Егор Чебыкин-На течении штиль- это жестко. Мы называем это гонкой на якорях. Но сегодня повезло, а много ветра не бывает.

Самые крупные лодки- «Тандем» и «Котлин» вели тактическую борьбу.Несмотря на то, что капитан яхты «Котлин» Александр Ли занимется парусным спортом всего пять лет – что для яхтинга далеко не возраст- успел приобрести яхту и сформировать прекрасный экипаж, который и стал залогом побед почти на всех парусных гонках сезона в своем классе.

-Хочется надеяться на то, что молодежь примет нашу эстафету и все таки будет приходить в парусный спорт , каким бы сложным он не казался.-говорит Александр.- Сейчас мало осталось людей, кто разбирается в такелаже и присутствует на яхте не в качестве балласта. А учиться взрослые почему- то не хотят.

Горный турист со стажем Павел Ромасевич на яхте выходил впервые, но горная подготовка позволяла легко работать со шкотами.

– В своем увлечении я пока отдаю преимущество горам- говорит Павел.- Но мечта пройти под парусом вокруг света меня не оставила. Я не приемлю выражения «Покорить вершину»-ее нужно просить принять. И здесь- не спорить с ветром, а понимать его, просить помочь. А такелаж выучить несложно.

Экипаж яхты "Котлин"

Экипаж яхты “Котлин”

Паруса- это всегда праздник.

Яхты четвертьтонного класса тоже боролись за каждую милю. Им приходилось непросто- в сильный ветер на течении сохранять устойчивость яхты практически невозможно, поэтому балансировали весом экипажа. В фаворитах были « Фрея» и «Граф» из Волжского. Последние мили от «танцующего моста» до линии финиша были самыми сложными. Коварный ветер не помешал яхте «Граф» занять первое место в своем классе.

Параллельно регате больших яхт в акватории Волги проходила регата детских олимпийских классов . Там абсолютным победителем в классе стал Петр Прошутинский, неоднократный участник международных парусных гонок.

-Сейчас у нас уже подрастают будущие «звезды»- говорит тренер детской секции парусного спорта Артем Пуповский – Жаль, что парусный спорт связан с серьезными материальными затратами и многие юные яхтсмены из- за отсутствия материальной части заканчивают спортивную карьеру в самом начале. В других регионах- например, в Тольятти свои клубы создают крупные предприятия- как это было раньше, и преемственность поколений не нарушается. У нас, к сожалению, такой практики нет.

Кубок Сталинграда судил ветеран парусного спорта. Тренер высшей категории, титулованный судья Советского Союза и России Валентин Анненков.

На момент открытия регаты ему исполнилось восемьдесят лет. Награждение победителей проходило в присутствии всех экипажей и зрителей. Своеобразным подарком стал концерт бардов , где вместе с ними яхтсмены вдохновенно пели песни на морскую тему.

– Эту регату мы называем праздником и все друг друга с ним поздравляем- говорит Анненков. День рождения нашего города- это всегда праздник. И если кто- то из молодых сейчас думает, как ему прожить жизнь, то лучше прожить ее под парусами.

Надежда Магницкая.

Фото автора