Платформа «Приразломная»: освоение Арктического шельфа России началось!

Платформа «Приразломная»

Ледостойкая стационарная платформа «Приразломная».

Океанский шельф содержит в себе огромные богатства. Например, в Арктике разведанные запасы нефти и газа составляют около 100 млрд. т условного топлива. Это 58% всех мировых запасов углеводородов на шельфе! Из них около 70 млрд. т сосредоточены в Баренцевом, Карском и Печорском морях.

В российской части Арктического шельфа уже разведаны месторождения нефти в объеме 415 миллионов тонн, что составляет 41% от общего объема запасов в Арктике. Первенцем в освоении ресурсов Северного Ледовитого океана стало Приразломное месторождение, расположенное на шельфе Печорского моря. Именно здесь в 2013 году компанией «Газпром нефть шельф» (дочерняя фирма «Газпром нефти») была добыта первая арктическая нефть.

Приразломное месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти. Оно расположено в 55 км к северу от поселка Варандей и в 320 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мар. Глубина моря в районе месторождения составляет 19—20 м.

Платформа «Приразломная»

Расположение платформы «Приразломная».

Освоение месторождения ведется с морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная». Это первый российский проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Она установлена непосредственно на дно и выполняет все технологические операции — бурение скважин, добычу нефти, ее хранение и отгрузку на танкеры.

Платформа «Приразломная»

Платформа «Приразломная» в ходе постройки на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Окончательная достройка и доводочные работы осуществлялись на 35-м СРЗ в Мурманске.

Первая российская МЛСП по многим параметрам не имеет аналогов и в мировой практике. Вахтовым командам из 200 нефтяников предстоит работать в самых суровых условиях долгой арктической зимы при температурах до -50 градусов и ураганных ветрах, а самой платформе, вобравшей в себя лучшие мировые технологии и множество отечественных разработок, противостоять высочайшим ледовым нагрузкам.

Платформа состоит из опорного кессона гравитационного типа, промежуточной палубы и верхнего строения. Кессон представляет собой стальное основание, которое служит опорой для промежуточной палубы, и верхнего строения, включающее в себя оборудование и комплексы для добычи и переработки нефти.

План кессона является квадратным по форме. По высоте боковые стороны его наклонные, углы скошенные. Габариты основания кессона составляют 126 х 126 м, уменьшаясь в верхней части до 102 х 102 м. Стена по периметру верхней части кессона служит защитой от морских волн и ледовых полей и конструктивно выполнена в виде волнового и ледового дефлекторов.

Платформа «Приразломная»

Схема общего расположения платформы «Приразломная».

Внутренний объем кессона разделен на 16 емкостей поперечными и продольными коффердамами. Эти емкости являются резервуарами для хранения нефти (номинальной вместимостью 136000 куб. м), а также помещениями, в которых размещены кингстонные коробки и зоны устьев скважин. Для защиты от коррозии наружная обшивка кессона в зоне воздействия льда изготавливается из стали, плакированной нержавеющим слоем.

Верхние строения имеют оборудование и комплексы для бурения и эксплуатации скважин. Все скважины находятся внутри платформы — ее основание одновременно является надежной преградой между скважиной и открытым морем, что исключает утечку нефти. В общей сложности ввести в эксплуатацию 36 скважин, в том числе 19 добывающих, 16 нагнетательных и одной поглощающей.

Платформа «Приразломная»

Схема бурения перспективных скважин.

На верхнем строении размещен жилой модуль для размещения персонала, вспомогательный модуль для вентиляционного и электротехнического оборудования, два палубных крана, системы спасения экипажа в аварийной ситуации, системы связи, аэронавигационный комплекс, вертолетная площадка.

При сооружении верхнего строения использованы конструкции приобретенной в Норвегии буровой платформы «Hutton». Промежуточная палуба представляет собой дополнительный уровень между кессоном и верхним строением. Во внутренних объемах ее имеются цистерны для питьевой воды, дизельного топлива и различных буровых жидкостей.

Платформа «Приразломная»

Платформа «Приразломная» перед буксировкой для достройки в Мурманск.

МЛСП оснащена современной комплексной системой управления и безопасности, основная часть производственных процессов на платформе осуществляется автоматически. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает мгновенно.

Основные характеристики МЛСП «Приразломная»:

  • Длина — 139 м
  • Ширина — 144 м
  • Высота — 141 м
  • Масса — 117 000 т (без твердого балласта) и 247 000 т (с твердым балластом)
  • Количество скважин – 40
  • Вместимость нефтехранилищ — 124 000 куб. м
  • Объем нефтедобычи — 21 000 куб. м в день
  • Персонал — 200 человек
  • Период автономности — 60 дней
  • Расчетный срок службы — 25 лет
Платформа «Приразломная»

Буксировка платформы к месту эксплуатации.

Несмотря на высокий уровень обеспечения экологической безопасности платформы «Приразломная», международная природоохранная организация Greenpeace выступает против ее эксплуатации. В 2012 и 2013 годах Greenpeace проводила около платформы акции протеста.

Танкер «Михаил Ульянов»

Танкер «Михаил Ульянов».

Эксплуатация МЛСП «Приразломная» началась в декабре 2013 года. 18 апреля 2014 года на танкер «Михаил Ульянов» была отгружена первая партия нефти. 1 мая на подходе к Роттердаму движению танкеру пыталось помешать судно организации Greenpeace «Rainbow Warrior III». Но представители голландской полиции остановили активистов, 44 человека были задержаны. «Михаил Ульянов» благополучно пришвартовался в порту.

Судно «Rainbow Warrior III»

Судно «Rainbow Warrior III» пытается помешать танкеру «Михаил Ульянов» войти в порт Роттердама, 1 мая 2014 г.

В сентябре 2014 года был добыт миллионный баррель нефти[. В том же месяце с Приразломного ушел второй танкер; он без препятствий груз в Роттердам. Планы на 2015 год предусматривают добычу 300 тыс. т нефти. В будущем максимальный уровень добычи может достигать 5 млн т в год.

Эксплуатация Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря — первый шаг России к освоению углеводородного потенциала Арктического шельфа. Он открывает принципиально новый этап развития топливно-энергетического комплекса России в XXI веке.

Платформа «Приразломная»