Письма из Южной Атлантики

Друзья, сегодня в #OceanAdmiralDay мы хотим подарить вам записи из дневника Андрей Подколзина, которые он сделал на парусном судне “Паллада”. Это была мечта Андрея – пройти кругосветку на большом паруснике. Эти заметки опубликованы в  15 номере морского познавательного журнала !OCEAN

Из дневника Андрея Подколзина

Самой насыщенной на события частью кругосветной экспедиции «Паруса мира» был переход из аргентинской Ушуайи в южноафриканский Кейптаун. «Ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые», сильные шторма и порванные паруса, 200-мильная регата трёх парусников и сеанс спутниковой связи с МКС… На этом участке маршрута на борту «Паллады» находился Андрей Подколзин: он вместе с космонавтом Сергеем Рязанским возглавил группу практикантов «Экспедиции под парусами». Испытания и длительное нахождение в море сплотили людей в одну большую морскую семью. И так уж случилось для Андрея Подколзина, что участие в кругосветной экспедиции стало последним значимым событием в его насыщенной морской жизни…

Во время плавания Андрей Подколзин вёл дневник, фрагменты которого мы предлагаем вниманию наших читателей.

***

Маршрут нашего похода: Ушуайя – Кейптаун, 14 февраля – 16 марта 2020 г. Пройдено 4748,3 морских мили, из них 2786,3 под парусами. Шторм 7 баллов, порваны 5 парусов, максимальный крен достигал 47о. За 32 дня плавания – 62 парусных аврала. Было очень круто!

***

День 1-й, 14 февраля. Отправление.

В Ушуайе с утра шёл мелкий дождь, а перед самым выходом появилось солнце, это хороший знак для начала путешествия. Ветра нет. «Паллада» под командованием капитана Николая Кузьмича Зорченко без помощи буксира ювелирно отходит от пирса. При этом надо отметить, что наш парусник был плотно зажат другими судами.

Стоящие рядом круизные лайнеры приветствовали наш отход протяжными гудками. Играет марш «Прощание славянки». Мы подошли к стоящему на рейде «Крузенштерну» и обменялись приветствиями. Это торжественно, красиво и величественно. Два российских парусника на краю Земли – дальше только Антарктида.

Теперь наш маршрут лежит в точку сбора трёх парусников Россрыболовства – «Седова», «Крузенштерна» и «Паллады». Там, в Южной части Атлантического океана, стартует 200-мильная гонка, посвященная 200-летию открытия Антарктиды российскими моряками.

Мы разместились на борту. Кубрики достаточно удобные, на 12 человек. Нам выделены отдельная душевая и гальюны. Кормят 4 раза в день и очень даже неплохо. Голодными мы себя не чувствуем. Была встреча с капитаном и командой. Решение простых бытовых вопросов.

К вечеру вышли из пролива Бигль. Пару раз встречали китов. И вот наконец закат, наш первый закат в Атлантике. В лучах вечернего солнца – Огненная земля, мыс Горн…

Суровые пейзажи Огненной земли в районе Ушуайи Фото: Андрей Желудкин

***

День 2-й, 15 февраля.

Сегодня всё по расписанию. Учебные занятия, парусные авралы. Время бежит незаметно. Движемся на север в точку сбора. С завтрашнего дня будут подъёмы на мачты и работа с парусами. Радуют курсанты Дальрыбвтуза, находящиеся на борту уже три месяца. Они уже чётко и без суеты выполняют работы по расписанию парусного аврала. Видна выучка и слаженность работы всего экипажа. Надеюсь, что и мы скоро вольёмся в эту работу.

Сегодня состоялась творческая встреча экипажа с Героем России космонавтом Сергеем Рязанским. Рассказ Сергея был потрясающе интересным, курсанты слушали его затаив дыхание.

Андрей Подколзин и Герой России космонавт Сергей Рязанский Фото: Юрий Масляев

***

18 февраля.

За пару дней группа из 20 совершенно различных людей объединилась в команду. Мы прошли обучению по спасению на водах, изучили наименование парусов. Наконец, проведена рангоутная тренировка. Вспоминаю, что на «Крузенштерне» и «Седове» в первый раз практиканты поднимались только марсовую площадку. Но здесь мы этим не ограничились. Сразу же – выход на реи и работа с парусами (для начала имитация, отработка разных команд)! Сразу в бой! Сергей Рязанский сказал: это сравнимо с выходом в космос, но даже круче, в космосе не качает!

Авралы теперь почти постоянны. Ставим, убираем, но всё время идём под парусами. Скорость 11 узлов. Впереди – «ревущие сороковые». Вчера ночью почти не спали. Сильно качало. Всё, что было не закреплено, летало по каюте. Завтра начнутся вахты в штурманской, подъёмы на мачты и авралы. В общем, идёт обычная морская жизнь. Ждём встречу с парусниками.

Приветствие с бушприта «Паллады». Крайний слева – Андрей Подколзин Фото: Юрий Масляев

***

19 февраля. Старт гонки.

Весь день прошёл в приготовлении к регате. Три парусника выстроились в линию. Парад парусов в Южной Атлантике – очень красивое зрелище. Экипажи приветствовали друг друга. Наше место приветствия – на бушприте.

Старт 200-мильной гонки был объявлен в 18:00. Первым к линии старта подошёл «Крузенштерн», вторыми её пересекла наша «Паллада». В течение нескольких часов лидеры менялись, «Крузенштерн» и «Паллада» шли «рука об руку», но после усиления ветра «Крузенштерн» и «Седов» вырвались вперёд. Крепкий ветер сменился штормовым. Скорость «Паллады» была 11-14 узлов. Шли под всеми прямыми парусами кроме бом-брамселей. Высота волн составляла 4-5 метров. Нас качало и бросало из стороны в сторону. В ночь ветер поменял направление и усилился. Последовали ночные авралы по уборке парусов и повороту реев…

Утро 20 февраля тоже началось с аврала. Ветер ещё более усилился, волны стали 5-6 метров, иногда 8. Ночью волна с кормы залила весь квартердек и прокатилась по палубе до фок-мачты. Был выломан фрагмент леерного ограждения. Высота этой волны была не меньше 12 метров. Порвали 5 парусов. Волны перехлёстывали через борта. «Ревущие сороковые» – не зря их так зовут…

Около 15 часов состоялся финиш регаты. Мы пришли третьими. Капитан Зорченко поблагодарил экипаж за самоотверженную, а иногда и героическую работу с парусами. Уже после мы узнали, что попали в штормовой фронт 8F. Капитан дал оценку шторма – 7 баллов.

Конечно, навалила усталость, но и ощущения просто зашкаливают. Во-первых, мы стали участниками уникального события исторической важности. Одновременно три больших российских парусника встретились в океане, в Южном полушарии. Это очень мощно, сложно представить какая титаническая работа была проведена, чтобы такое состоялось. А во-вторых, мы надеемся, что весь мир вспомнит о наших моряках, которые 200 лет тому назад открыли Антарктиду. Это было последнее великое географическое открытие на нашей планете…

«Паллада» перед стартом 200-мильной гонки, 19 февраля 2020 г. Фото: Юрий Масляев

***

Если бы мы готовили какой-нибудь учебный фильм, то я начал бы его словами, как нельзя лучше описывающий сегодняшний день: «Давайте поговорим с вами о качке».

Да, уже второй день нас качает и раскачивает. Тот семибалльный шторм, что был вчера, стих, ветер намного слабее, но волны всё же остались. Волны… Нас качало всю ночь. Всё, что не закреплено, обязательно либо летает, либо гремит. Сон прерывается ударом волны, и если ты вдруг не принял заранее позы «человека-паука»… Но вообще лучше принять позу, упёршись всеми конечностями. Тогда ощущение резкой качки, швыряющей тебя из стороны в сторону, наконец уходит. На смену ему приходит лёгкое переваливание с покачиванием. Умиротворение… Ты забываешь про «человека-паука», всех супергероев сразу и засыпаешь. Но тут новая резкая волна вновь бьёт в борт, и все начинается заново. Где-то в трюме кто-то забыл закрыть металлическую дверь, и она гремит. Чемодан стучит. И вновь всё успокаивается и опять повторяется…

Утром мы наконец увидели эту самую волну, которая нам не давала спать. Теперь она не просто бьёт в борт, а переливается через всю палубу. С кормы, которая возвышается над водой на 7 метров, можно увидеть просто стену из воды. Капитан Николай Зорченко посчитал, что каждая 9-я волна имеет высоту больше, чем все остальные (вспомнился «Девятый вал» Айвазовского). Высота волны порою более восьми метров, хотя в среднем, конечно, меньше – не больше пяти-шести…

Утром был аврал. Убрали лишние паруса и идём в бакштаг под нижними марселями фока и грота со скоростью 10-11 узлов.

В учебном классе находится сложно — качает. Несмотря на это, занятия мы проводим. Правда, по укороченной программе. Занятия на палубе, скажем так, невозможны. Хотя кто-то наверху вяжет узлы, а есть даже те, кто просто читает книги, уместившись ближе к носу с подветренной стороны, наслаждаясь солнцем, свежим ветром и океаном. По всему судну натянуты леера. Ходить или стоять на палубе можно, только пристегнувшись страховым поясом за леера или что-то металлическое.

Особая история – это питание. Сейчас у нас сухой паёк: доширак, консервы, сухари. Но и это надо ещё умудриться не рассыпать и не разлить. На ужин сегодня обещают картошку в мундире с селёдкой… Праздник!

Пострадавших от качки нет: морской болезнью никто не заболел. Наоборот, настроение приподнятое. Даже очень. Всё превращается в некоторую «игру». Например, нужно рассчитать прохождение по палубе так, чтобы не попасть в волну и не вымокнуть. А ночные упражнения по удержания тела на койке вообще приравняли к упражнениям в спортзале по пилатесу.

Космонавт Сергей Рязанский теперь готов за каждого из практикантов и курсантов поручиться, что вестибулярный аппарат у нас на уровне подготовки космонавтов.

Надо особо отметить одну-единственную девушку среди нас, практикантов, — Кристину. Она стойко переносит все тяготы работы и быта на корабле, выходит на все (и даже ночные) авралы. А ещё организовывает интересные настольные игры.

В целом волнение в океане идёт на убыль. Завтра мы планируем вернуться к нормальной учёбе и повернём в сторону Африки. По плану у нас занятия по астронавигации, устройству пропульсивной и инженерных систем судна будет вести сам капитан.

Немного о быте. Несмотря на качку, все идёт по плану. Нательное бельё мы стираем сами, а вот крупные вещи сдаём в прачечную. Постельное бельё меняется раз в десять дней.

Андрей Подколзин со старшим боцманом Николаем Александровичем Фото: Юрий Масляев

***

Интересное наблюдение. Ты уже не в первый раз попадаешь в шторм, но всякий раз как ребёнок радуешься спокойном морю и солнечном дню. Так и получилось сегодня. После трёх дней буйства стихии океан спокоен. Светит солнце. Тепло: +25°. Вам в Москве будет трудно представить, что нам сейчас и в майке жарковато.

Андрей Подколзин с группой практикантов «Экспедиции под парусами» Фото: Юрий Масляев

***

23 февраля, День защитника Отечества.

День начался с подъёма флага: общего построения и поздравления от капитана. Радуемся солнечному дню и тому, что пища теперь горячая. А как рады супу!

Работы много. Во время шторма было порвано 5 парусов. Старший боцман Николай Александрович, подводник, капитан 2-го ранга, говорит: штопать придётся аж до Кейптауна. Так что вливаемся в работу, скучно точно не будет.

Вечером общими силами курсантов, юнг Молодёжной Морской лиги и практикантов Клуба путешествий Михаила Кожухова был организован концерт, посвящённый сегодняшнему празднику.

Вообще все у нас хорошо… и даже лучше! Всем привет из Атлантики, «ревущие сороковые» пройдены, держим курс на Кейптаун.

***

25 февраля, десятый день нашего путешествия.

Утром некоторые из нас проснулись от большого крена. Возникла мысль: наверное, будет аврал, убирать лишние паруса. Так и случилось, но чуть позже – после завтрака. Вообще аврал поначалу казался чем-то особо тяжёлым или необычным. Конечно, нужно применять физическую силу – тянуть канаты. Но в данном случае речь о психологическом восприятии. Видимо, на это повлияло сухопутное понимание слова «аврал». Мы часто слышим от коллег или говорим сами: «у меня на работе аврал, нужно что-то очень срочно сделать, а дел тьма, начальство ругается, всё нужно вчера и ещё более чем срочно»… Ничего подобного в парусных авралах нет. Конечно, по команде все бегут «наверх по местам» и выполняют команды быстро, но это слаженная и чёткая работа парусных расчётов по мачтам. Конечно, когда ветер шквальный, напряжение растёт, и это, конечно, совсем не лёгкая прогулка по палубе. Но все равно аврал не означает что-то чрезвычайное, из ряда вон выходящее. Это просто работа по управлению парусами.

Вчера был насыщенный день. Изучали вместе со старшим боцманом Николаем Александровичем якорное устройство. Николай Александрович бывалый моряк, яхтсмен. Он знает судно до каждого винтика, название каждой скобы, каждой «верёвочки». А ещё держит в памяти много интересных рассказов, которыми с удовольствием делится с нами.

Герой России, космонавт Сергей Рязанский прочитал лекцию по астрономии. Изучали созвездия, а после заката продолжали наблюдения уже на палубе.

Вечером в учебном классе провели для курсантов и членов экипажа лекцию о принципах устойчивого развития океана, о том, как надо бережно относиться к водной среде. Организовали показ 7-й части фильма «Голубая планета II», как раз посвящённой глобальным экологически проблемам океана. Мы посчитали, что тоже можем поделиться своими знаниями с командой любимого парусника.

А сегодня ещё одно прекрасное утро в Атлантике. Ветер северный, северо-восточный. Идём под парусами 9 узлов. Были занятия по судовому устройству инженерных систем. Наши первые практиканты встали в наряд в столовую. Завтра первый зачёт по технике безопасности на судне. Так постепенно мы изучим и освоим морское дело по всем направлениям.

***

28 февраля.

Недавно у нас было первое испытание – тест на допуск к рангоутным работам. Все его выдержали и сдали зачёт по технике безопасности на отлично. Теперь по правилам, установленным на учебном парусном судне, каждый практикант может самостоятельно, предупредив вахтенного офицера, подняться мачту, выйти на рей без сопровождения. А после зачитки приказа капитана «Паллады» мы не просто практиканты, а марсофлотцы!

***

Сегодня 29 февраля. Сама по себе эта дата бывает раз в четыре года, но у нас она ещё и проходится «экватор» нашего путешествия. Мы прошли большой путь. От знакомства с судном и командой до работы на реях. Регата в Атлантическим океане, семибалльный шторм, когда некоторые волны с кормы захлёствали рубку. Остаётся пройти около 2000 миль, и даже время летит вперёд — мы уже дважды передвигали стрелки часов на час вперёд… Кончилась зима. Теперь наступил обратный отсчёт дней до прибытия в порт Кейптаун, а до окончания всей кругосветной экспедиции почти 100 дней.

Сейчас ночь. Мы идём 7-узловым ходом под парусами (кроме брамселей и бом-брамселей) в бакштаг курсом на Южную Африку. Вокруг нас океан. Лёгкое волнение. Я стою на баке, надо мной развивается огромный парус фок, а за ним – звёздное небо. Бескрайнее, огромное. Созвездия Южный крест и Орион. Млечный путь. Паруса при каждом дуновении ветра колышутся и «дышат», открывая ещё один кусочек звёздного неба. Мачты как будто подпирают небо, звёздное небо. Качаются. Создаётся фантастическое ощущение, что мы идём не по океану, а летим в эфире звёздного неба. Но это не сон, это ещё одна ночь на борту учебного парусного судна «Паллада». Ещё один счастливый день и ночь в Атлантическим океане. Впереди острова Тристан-да-Кунья. Мы пройдём их на небольшом отдалении. А затем – Африка, Кейптаун.

Капитан «Паллады» Николай Кузьмич Зорченко Фото: Андрей Желудкин

***

3 марта.

Время стремительно идёт вперёд. Теперь уже незаметно прошло два дня. Наш курс остаётся прежним — на восток, в Кейптаун. Хорошая традиция с утра – аврал. За ночь ветер чуть меняет направление, и реи надо соответственно поставить — обрасопить. Это круче, чем зарядка.

Мы находимся ровно в середине южной части Атлантического океана. До Кейптауна 1780 морских миль. Все идёт по учебному плану. Изучаем матчасть судна, узлы, паруса, сигналы и прочее. Ходим в наряды на камбуз и столовую. Сегодня наш наряд практикантов готовил омлет на 200 человек, да ещё и в качку. Это незабываемо.

Практикант Владимир отметил день рождения, по этому поводу было специальное поздравление от капитана.

Отработали всей командой работу на реях. Вышли все. Удалось даже сделать кадры нашей работы на квадрокоптер. А потом сразу общий аврал: «Брамсели, бом-брамсели убрать, косые паруса ниралить, реи брасопить на фордевинд».

Казалось бы, всё это абракадабра и суета на палубе. Но на самом деле — это отлаженная работа. Каждая из сотен рук, каждая верёвочка, каждый блочок имеет свое четкое место в общем механизме по уборке и постановке парусов. Всё это столетиями вырабатывалось человечеством, чтобы сегодня мы могли свободно ходить под парусами в морях и океанах, искать свой чистый ветер. Получать опыт, приобретать незабываемые впечатления и, конечно же, удовольствие. А ещё это возможность каждому встретить своего Ангела в Парусах…