Мегаяхта «Мальтийский сокол» – воплощение мечты

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

«Maltese Falcon» – один из самых необычных парусников мира.

Фильм «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon), снятый американским режиссёром Джоном Хьюстоном в 1941 году, считается лучшим американским детективом всех времён и первенцем нового направления в киноискусстве – так называемого film noire. Сюжет картины построен на противоборстве двух групп авантюристов, охотящихся за бесценной статуэткой сокола, некогда бывшей талисманом ордена тамплиеров. В одном из эпизодов актёр Хамфри Богарт, ставший после выхода фильма звездой первой величины, произносит фразу: «мальтийский сокол сделан из того же, из чего сделаны мечты». Очевидно, что когда миллиардер Том Перкинс нарёк самую большую и самую необычную парусную яхту в истории именем «Maltese Falcon», он вспомнил именно это высказывание кинематографического героя.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Мегаяхта «Maltese Falcon» под парусами.

В яхте «Maltese Falcon» всё необычно: размеры, дизайн, тип парусной оснастки, интерьеры внутренних помещений… Неудивительно, что и её оценки зачастую диаметрально противоположны. У «продвинутых» любителей хай-тека она вызывает восхищение, у консервативных сторонников классического паруса – презрительные усмешки. Но с тем, что «Мальтийский сокол» уникален и представляет собой принципиально новый подход к использованию энергии ветра, не спорит никто.

Рождение суперъяхты было долгим и мучительным. Её заложили как судно с традиционной парусной оснасткой на турецкой верфи Yildiz Gemi в пригороде Стамбула Тузле ещё в 1994 году, но заказчик не смог оплатить постройку, и почти готовый 88-метровый корпус парусника надолго застыл на стапеле. Лишь через шесть лет на него обратил внимание эксцентричный американский миллиардер Том Перкинс, совладелец инвестиционной компании «Kleiner, Perkins, Caufield & Byers», а в прошлом один из топ-менеджеров Hewlett-Packard. Он захотел построить высокотехнологичную парусную яхту, и недостроенный корпус показался ему вполне подходящим для этой цели.

Фабио Перини и Том Перкинс

Глава судостроительной фирмы Perini Navi Фабио Перини (слева) и заказчик яхты Том Перкинс.

Но когда инженеры итальянской компании Perini Navi, которой принадлежит турецкая верфь Yildiz Gemi, представили Перкинсу переработанный по его требованию проект, тот пришёл в ужас от количества такелажных лебёдок, блоков, кофель-нагельных планок и прочей оснастки, загромождавшей всё пространство верхней палубы. И тогда на сцене появился голландский инженер Герард Дейкстра с альтернативным проектом. Он предложил использовать принципиально иную систему парусов, известную как DynaRig. Эта система автоматизированного прямого парусного вооружения была разработана немецким инженером Вильгельмом Прёльсом ещё в 1960-е годы по заказу правительства ФРГ. Предполагалось, что она будет устанавливаться на торговых судах и таким образом экономить топливо в условиях надвигавшегося энергетического кризиса. Но технологии середины прошлого века не позволили сделать систему DynaRig в достаточной мере лёгкой и компактной. В итоге использование громоздких мачт оказалось проблематичным даже на крупнотоннажных грузовых судах. О её применении на яхтах вообще речь не шла.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Необычный рангоут «Мальтийского сокола».

Однако к началу третьего тысячелетия появились новые высокопрочные композитные материалы, оптоволоконные датчики деформаций, компьютерные программы проектирования и автоматизированные системы управления. Всё это позволило воплотить идеи Прёльса на новом технологическом уровне. Проблема состояла лишь в том, что суда с парусами типа DynaRig ещё никто не строил, и все их преимущества выглядели чисто теоретическими. Тем не менее, Перкинс не испугался и всё же решил профинансировать проект «парусника будущего». Он привык рисковать, ибо в своё время сколотил огромное состояние именно на инвестициях в рискованные бизнес-проекты.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Проект яхты «Maltese Falcon».

Работа закипела – сначала в конструкторских и дизайнерских бюро, а затем и на верфи. Разработку архитектуры яхты вели компания Perini Navi и голландское бюро Gerard Dijkstra & Partners; дизайном интерьера – британская фирма Ken Freivokh. За проектирование углепластиковых мачт взялись специалисты из английской компании Insensys, парусами занималась фирма Doyle Sails. Сообщается, что проектно-конструкторские работы только по созданию парусного вооружения яхты заняли более 200 тысяч человеко-часов. А для проверки его работоспособности было изготовлено несколько моделей судна, в том числе радиоуправляемая в масштабе 1:6.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

«Maltese Falcon» в доке.

Постройка мегаяхты, которой Том Перкинс присвоил имя «Maltese Falcon», завершилась в апреле 2006 года. Осенью того же года она прибыла на выставку в Монако и произвела невиданный фурор. Разумеется, прежде всего поражал такелаж – ведь на судне не было ни вант, ни фалов, ни шкотов. Сразу же начались споры об эффективности такой оснастки, не утихающие, кстати, и по сей день.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

«Maltese Falcon» в море.

Что же представляет собой система DynaRig? Формально такое парусное вооружение можно назвать прямым, однако все пять парусов каждой мачты яхты «Maltese Falcon» действуют как единое аэродинамическое крыло. Таким образом, де-факто у судна не 15 парусов, а всего три.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Все паруса одной мачты «Мальтийского сокола» работают как единое крыло.

Сами паруса из дакрона спря​та​ны внут​ри уг​леп​ла​сти​ко​вых мачт; их постановка и уборка полностью автоматизированы. Каждый парус по центру прикреплён к оси внутри мачты. При уборке парус наматывается на эту ось, а при постановке разматывается и растягивается двумя лепестками по верхнему и нижнему реям. Процесс постановки парусов занимает всего шесть минут.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Одна из мачт суперъяхты в сборе перед монтажом.

Мачты имеют слегка коническую форму, их максимальный диаметр составляет 1,3 м. Стоячего такелажа нет в принципе, поэтому конструкция мачт невероятно сложна: каждая состоит из 120 слоев углеволокна с интегрированной оптоволоконной системой контроля её изгиба, включающей 40 оптических датчиков. Каждая мачта несёт шесть параболических реев, также из углеволокна, которые закреплены на кронштейнах в двух метрах перед мачтой. В вертикальном положении каждую мачту удерживают два 1,4-метровых подшипника, которые позволяют ей вращаться на 180 градусов. Поскольку незакреплённые вантами и штагами мачты под силой ветра неизбежно будут изгибаться, подшипники имеют особую «плавающую» конструкцию. Вращение мачт осуществляется гидромоторами и контролируется компьютерной программой, позволяющей парусам автоматически подст​ра​и​ва​ться под малейше​е из​ме​не​ни​е вет​ра.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Степс мачты с системой гидропривода.

Все манипуляции с парусами полностью автоматизированы и осуществляются из специального центра управления, представляющего собой отдельную панель с несколькими экранами, на которых отображаются все необходимые параметры, в том числе измеряемые оптоволоконными датчиками на мачтах. На одном из экранов постоянно изображается продольной разрез яхты, а по оси каждой мачты проходит красная шкала наподобие столбика термометра – она показывает величины скручивающего и изгибающего моментов, действующих на мачты.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Главный пост системы автоматического управления парусами.

По утверждению создателей «Мальтийского сокола», применённая на яхте экстравагантная парусная оснастка подтвердила свою высокую эффективность. Паруса каждой мачты, работая как единое целое, с точки зрения аэродинамики близки к идеальному полуэллиптическому крылу большого удлинения и позволяют получить наивысшее аэродинамическое качество. Кроме того, вынесенные вперёд реи полностью перекрывают мачты и уменьшают создаваемую ими турбулентность. Всё это позволяет считать «Maltese Falcon» од​ним из самых быст​ро​ход​ных па​рус​ни​ков в ми​ре. Сообщается, что летом 2006 года при 28-узловом ветре мегаяхта развила под парусами скорость в 20 узлов – любой яхтсмен согласится, что это прекрасный результат. Правда, некоторые эксперты сомневаются в достоверности приводимых цифр, считая их обычной рекламой.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

«Maltese Falcon» в гонке с другими яхтами.

Главная энергетическая установка судна – два дизеля Deutz TBD620. Благодаря совершенным обводам корпуса эти двигатели при относительно небольшой мощности (в сумме 4080 л.с.) обеспечивают яхте высокую скорость – крейсерскую в 16 узлов и максимальную в 19,5. Даже в условиях полного штиля «Maltese Falcon» может пересечь Атлантику всего за десять дней.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Машинное отделение суперъяхты «Maltese Falcon».

Но крайне экстравагантный вид «Мальтийского сокола» обусловлен не только внедрением неординарных технических решений. Внутренний дизайн судна, разработанный главой студии Кеном Фрейвохом, не менее оригинален. Во внутренних помещениях яхты на у​див​ле​ни​е ма​ло пе​реборок и ко​ри​до​ров, зато в изобилии двери и палубы из высокопрочного стекла. По замыслу дизайнера такой интерьер, в ко​то​ром од​на каюта как бы перетекает в дру​гу​ю, наилучшим образом соответст​вует плав​ным ли​ни​ям са​мой яхты.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Интерьер салона на главной палубе.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Интерьер обеденного зала.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Каюта-сьют владельца.

В центре корпуса расположен трёхпалубный атриум, который днём не требуется освещать электричеством – через стеклянные панели в него проникает достаточно солнечного света. Что​бы подчерк​нуть тех​ническую «продвинутость» мегаях​ты, Фрейвох сделал частью ин​терь​ера сложный ме​ха​низм, повора​чи​ва​ю​щий грот-мач​ту. Пассажиры и экипаж через стекло могут наблюдать, как он действует, ког​да судно ме​ня​ет галс.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Механизм поворота грот-мачты.

Чтобы создать разумный баланс между стилем хай-тек и домашним уютом, в отделке внутренних помещений широко использовались, с одной стороны, такие материалы, как стек​ло, по​ли​ро​ван​ный а​лю​ми​ний, чёр​ный уг​леп​ла​стик; с другой – ценные породы дерева и на​ту​раль​ная ко​жа. Не обошлось и без оригинальных деталей. Так, зная пристрастие Перкинса к редким автомобилям, навигационные огни яхты напоминают фонари спорткаров Ferrari, а на круг​лом ко​фей​ном сто​лике в салоне владельца помещена уникальная модель го​лу​бого гоночного Bugatti из фарфо​ра.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Интерьер салона с фарфоровой моделью автомобиля Bugatti.

Всего на трёх палубах расположены шесть роскошных кают для пассажиров, кабинет, библиотека, ресторан, два салона, каюты персонала и вспомогательные помещения. Каюта судовладельца имеет прямой выход на мостик. Экипаж насчитывает 16 человек, в том числе шесть стюардесс модельной внешности.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

Интерьер гостевой каюты.

Как и следовало ожидать, столь революционный проект парусника вызвал противоречивые оценки. У одних «яхта XXI века» вызывала восхищение своими ходовыми качествами и техническим оснащением, позволявшим управлять парусами в одиночку. Другие сомневались в прочности разрезанных по всей длине мачт и в возможности полноценной лавировки судна. Третьи вообще отказывались признавать «Maltese Falcon» парусником, поскольку энергопотребление системы управления парусами требовало постоянной работы дизель-генераторов на полную мощь, и ни о какой экологической чистоте судна не могло быть и речи…

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

«Продвинутый» дизайн яхты «Maltese Falcon» никого не оставил равнодушным.

Но так или иначе, Том Перкинс добился желаемого результата: его «Сокол» взбудоражил весь яхтенный мир. Хотя сам миллиардер быстро охладел к своей игрушке и в 2009 году продал «Maltese Falcon» Джиму Кларку, основателю IT-компании NetScape. Следует заметить, что стоимость сделки (около 100 млн евро) была ниже затрат на постройку судна, и некоторые критики футуристического парусника посчитали это верным признаком его не совсем удачной конструкции.

Мегаяхта «Maltese Falcon» или «Мальтийский сокол»

О размерах мегаяхты наглядно свидетельствует её фотография рядом с учебным кораблём «Amerigo Vespucci» – одним из крупнейших парусников мира.

В то же время некоторые факты свидетельствуют об обратном. В конце 2013 года итальянская конструкторская фирма Nuvolari & Lenard официально представила проект 106-метровой мегаяхты «Solar», оснащённой парусами системы DynaRig. Уже заявлено, что заказчиком нового парусника выступила компания Moran Yacht & Ship и в ближайшее время судно будет заложено на голландской верфи Oceanco. Срок сдачи суперъяхты запланирован на 2015 год. Таким образом, в обозримом будущем «Maltese Falcon» может потерять статус уникальной и самой крупной парусной яхты. А это косвенно подтверждает успех эксперимента и говорит о том, что концепция DynaRig является отнюдь не тупиковым направлением в эволюции парусного вооружения.