81 год назад ледокол “Ф.Литке” завершил первое сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию

литке глав“Ф. Литке” линейный ледокол российского арктического флота. Назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке.

Построен в 1909 году в Великобритании, носил названия «Канада», «Earl Grey». Имел водоизмещение 4850 т. В эксплуатации до 1959 года. Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.

20 сентября 1934 года  под командованием начальника экспедиции Д. С. Дуплицкого, капитана Н. М. Николаева, научного руководителя В. Ю. Визе ледокол совершил первое сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад за одну навигацию.

«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами.

Марка "Ледокол "Ф.Литке"

Марка “Ледокол “Ф.Литке”

В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941-1942 годов он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.

Две экспедиции — 1948 и 1955 годов — были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83 ° 11 ‘, только 440 морских миль (810 км) отделяли его от Северного полюса и смог благополучно возвратиться домой. 1955 году экспедиция была примечательна поиском самой глубокой точки Северного Ледовитого океана, названный «депрессией Литке» (5449 м), и бурением дна океана для сбора геологических образцов.