Когда ты один в океане. Что есть? На кого рассчитывать? Сколько часов спать?

Портал Sports.ru в честь стартовавшего в ноябре турнира – яхтенной Олимпиады Vendée Globe – рассказывает о жизни спортсменов во время одиночных регат. Как и что они едят? Не скучно ли им одним? Как безопасно спать? Чем себя занять и где искать мотивацию?

Помогает Ирина Грачева – одна из лучших яхтсменок страны, рекордсменка по скорости трансатлантического перехода (13 дней 5 часов 19 минут 38 секунд), действующая победительница чемпионата Франции и лидер сезона в международном рейтинге.

Чем одиночная регата отличается от командной?

Ответственностью! Когда ты с командой, она делится на всех. Когда один – все на тебе. В одиночку ты должен успеть сделать все на всех позициях: одновременно работать и навигатором, и рулевым, и метеорологом, и оператором рации. Иногда и дайвером, когда придется нырнуть. Когда есть экипаж, всегда можно на кого-то положиться, а в одиночном путешествии нужно просчитывать все на много шагов вперед. Если все получится – успех будет вдвойне приятнее.

Представим, нужна помощь, а рядом никого нет. Ваши действия?

Случаи бывали разные. Даже во время простых маневров надо понимать: ты один на полноценной килевой яхте (судно, на котором практически невозможно перевернуться – «Сила ветра»), у тебя на любое действие уходит гораздо больше времени. Возьмем уборку спинакера – он используется, когда яхта идет полным курсом от галфвинда до фордевинда, его главная задача – ускорить движение судна. Допустим, спинакер попал в воду и его затягивает. Одному справиться сложно, ситуация в любой момент может превратиться в критическую. По ходу дела приходится искать альтернативные пути, потому что не на кого положиться.

Еще был случай, когда у меня упала мачта посреди Атлантики. Чтобы освободить лодку от упавшей мачты, спасти паруса и сделать аварийное сооружение, у меня ушел целый день. С командой бы уложились за несколько часов.

Какие продукты берут на бор?

Когда начала гоняться в одиночку на длинные дистанции, мой рацион сильно сузился. На борту яхты я вообще не готовлю, у меня практически нет для этого приспособлений, только нагреватель на пол-литра. Продукты я беру заранее готовые и стерилизованные, которые легко можно разогреть или приготовить при помощи кипяченой воды.

Четко прописанного меню нет, ем что придется, но я пришла к тому, что если гонка короткая, то есть на два-четыре дня, то рацион один и тот же. На день обычно уходит один пакет растворимой или высушенной еды (чаще всего доширак), один апельсин, одно яблоко и пачка сосисок. Если гонка не дольше четырех дней, то рацион один и тот же.

Сколько спать?

Зависит от продолжительности гонки. Короткие гонки считаются от суток до четырех. Наши гонки в классе «Mini» на дистанции 6500 километров длятся всегда больше суток, включая ночь. Если, допустим, у нас четыре дня и мы гоняемся в прибрежной зоне, то нас окружает много опасностей. Это и сам берег: скалы, рифы, камни, острова. Это и соперники на дистанции, а на старт нас выходит до 90 лодок. Плюс рыбаки и другие яхты, которые не всегда отображаются на экране АИС (Автоматическая идентификационная система служит для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных – «Сила ветра»).

Опасностей очень много, поэтому в таких гонках поспать удается редко. Каждый раз, когда понимаю, что есть 15-20 минут, сразу ложусь спать – и не важно, день сейчас или ночь. Если удается поспать таким образом два-три раза – это около часа, уже отлично.

Бывало, не спала два дня, ведь прибрежные гонки трудно спрогнозировать. Как только мы отходим от берега на океанской регате, то живется гораздо спокойнее: редко встречаются другие лодки, а если и встречаются, все они снабжены АИС. Здесь же можно поставить будильник на 30-40 минут. Все будет зависеть от ветра – стабильный или изменчивый. Ветер влияет на интенсивность перенастройки парусов, и, соответственно, на частоту сна.

Экстренная ситуация во время сна. Такое было?

Конечно! Но такие истории можно предугадать: случится ли во время сна что-то опасное.  Если за бортом сильный ветер, то ты ложишься спать полностью в униформе, сапогах, спасательном жилете и готовый в любой момент вскочить. В спальнике редко удается поспать, потому что даже при слабом ветре приходится самому рулить, автопилот у нас не предусмотрен. Вот если ветер от пяти до 15 узлов (от десяти до тридцати км/ час) – можно более-менее спокойно отдохнуть.

Что делает яхтсмен в свободное время?

Телефоны, планшеты, компьютеры у нас запрещены, то есть в мы идем без связи с землей. Но в принципе не бывает случаев, когда себя надо чем-то занять: нагрузка очень большая. Например, сейчас я гоняюсь на технически сложных прототипах яхт, они быстрее реагируют на любые изменения ветра, поэтому нужно еще пристальнее за всем следить и не отвлекаться ни на что. Когда есть свободная минутка, я лучше посплю. Ребята на более крупных и устойчивых лодках могут читать и слушать музыку.

А в основном мы заняты настройкой парусов, удержанием лодки на курсе, рассчитываем стратегию и местоположение соперников, наблюдаем за погодой и стараемся ее предугадать.

И, конечно же, кайфуем!

Источник