Гондолы – венецианское такси

итальянские гондолы

Гондола на фоне острова Сан-Джорджо Маджоре. Художник Камиль Коро.

Гондола по праву считается символом Венеции. Это очень древний тип судна: классическая конструкция узкой плоскодонной лодки с приподнятыми оконечностями сложилась примерно тысячу лет назад и с тех пор почти не изменилась. Последние коррективы в конструкцию гондол внесли в XVIII веке – тогда все их характеристики, включая размеры, материалы и даже окраску, были законодательно регламентированы и неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!

итальянские гондолы

Канал Сан-Марко и Дворец дожей. Художник Франческо Гуарди.

Венеция – единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Роль улиц и проспектов здесь играют каналы. Сухопутные же улочки настолько узки, тесны и горбаты из-за обилия дугообразных мостов, что ещё в XVI веке венецианский дож издал указ, запрещающий не только кареты и телеги, но и верховых лошадей. С тех пор жители этого удивительного города пользуются только одним видом транспорта – водным.

итальянские гондолы

Гондола на Большом канале.

Форма и конструкция гондолы – яркий пример эволюции в области «малотоннажного судостроения». Объём перевозок был большим, каналы – узкими, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.

Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер, практически не зависят от загрузки лодки.

итальянские гондолы

Гондолы на стоянке. Хорошо видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму.

В Венеции гондолы вытеснили все другие типы судов ещё в Средние века. Имеются сведения, что в период расцвета Венецианской республики в городе насчитывалось около 10 тысяч гондол и 14 тысяч гондольеров. В XVIII столетии появился закон, регламентирующий размеры и конструкцию лодок, а «в целях борьбы с расточительством» их предписывалось красить только в чёрный цвет. Правда, возможно, что чёрными гондолы стали гораздо раньше: по одной из версий, их повелели перекрасить в 1562 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы. Тогда на гондолах перевозили тела умерших, и пёстрая окраска судов выглядела неуместной. Позже власти распорядились оставить лодки чёрными в память о постигшей город трагедии, а закон XVIII века лишь подтвердил сложившуюся традицию.

итальянские гондолы

Гондолы – «чёрные лебеди» венецианских каналов.

Так или иначе, но сегодня по каналам Венеции гарцуют только чёрные гондолы. Все они одинаковых размеров: длина корпуса составляет 11,05 м, ширина – 1,4 м. Вес порожней лодки – около 400 кг. Корпус имеет асимметричную форму: на миделе относительно киля его левая часть шире правой на 24 см. Нос и корма лодки приподняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и, соответственно, сопротивление движению, а также повысить манёвренность. При изготовлении гондолы традиционно применяется девять сортов дерева. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.

итальянские гондолы

Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом.

На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень – «ферро» (ferro). Он выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру, по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху – головной убор дожа.

Как уже говорилось, у современной гондолы всего одно весло, которое устанавливается в уключине особой формы, именуемой «форкола» (forcola). Конструкция форколы позволяет опытному гондольеру виртуозно орудовать веслом, обеспечивая различные скоростные режимы лодки, повороты и циркуляции, экстренное торможение и аккуратную швартовку.

Максимальная вместимость гондолы – шесть пассажиров. Иногда лодки оборудуются маленькой каютой-палаткой для защиты от палящего солнца или непогоды.

итальянские гондолы

Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами. Этот снимок, сделан почти век назад.

Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол. Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. Каждая лодка собирается из 280 отдельных деталей, на её постройку уходит примерно три года. Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров, и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.

итальянские гондолы

Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины.

О профессии гондольера следует рассказать отдельно. Она требует большого мастерства и обычно передается по наследству от отца к сыну. Мальчика с десяти лет учат не только владеть веслом, но и обучают истории, иностранным языкам, пению (недаром у гондольеров есть особый вид песен, называемых баркарола – от итальянского слова barca, то есть «лодка»). Особое внимание уделяется сложной науке общения с богатыми туристами. Сегодня венецианский гондольер – это представитель особой касты красавцев с аристократическими манерами, способный на разных языках отпускать изысканные комплименты в адрес представительниц прекрасного пола любого возраста… Неудивительно, что в представлении многих гондольер – это альфонс, пользующийся повышенным вниманием со стороны богатых иностранок.

Гондольеры неторопливы и преисполнены чувства собственного достоинства. У них есть своя униформа – соломенная шляпа с лентами и полосатая футболка. Их профессия считается престижной, и количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничено: их выдаётся 425, ни больше, ни меньше.

итальянские гондолы

Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку.

Исторически гондольерами могли стать только мужчины, но в июне 2009 года эта многовековая традиция была нарушена. 23-летняя Джорджия Босколо сдала сложные экзамены и стала первой в истории Венеции официально признанной женщиной-гондольером. Хотя она происходит из семьи потомственных гондольеров, тем не менее получение ею лицензии вызвало недовольство её коллег-мужчин. Даже отец Джорджии Данте Босколо хотя и гордится дочерью, но всё же считает, что она выбрала совсем не женскую профессию.

итальянские гондолы

Гондолы на Большом канале. Художник Бернардо Белотто.

Интересно, что слово «гондола» (gondola), впервые встречающееся в венецианском документе 1094 года, в Италии произносится с ударением на первый слог. До начала ХХ века так же говорили и в России. Однако такое звучание не нравилось русским поэтам, часто посвящавшим Венеции стихи: к слову «гОндола» очень трудно было подобрать рифму. И они дружно принялись переносить ударение на второй слог – тогда задача существенно упрощалась (например, к «гондОле» хорошо рифмовалась «баркарола»). Постепенно такое произношение у нас стало традиционным. Лишь в последние годы вновь стало звучать слово «гОндола» – в частности, его используют работающие в Италии российские гиды.

Помимо традиционных пассажирских гондол, ныне используемых исключительно для развлечения туристов, в Венеции существуют специальные и церемониальные гондолы. Они встречаются довольно редко – как правило, по праздникам или по случаю тех или иных важных событий. Например, есть свадебные гондолы, гондолы-катафалки, гондолы-паромы (traghetto), гоночные гондолы (gondola di regatta). Они иногда вмещают до 15 человек и имеют несколько гребцов. Следует особо выделить гондолу Венецианского дожа, которая принимает участие в ежегодной сентябрьской Исторической регате Regatta Storica. На этом богато украшенном судне размещается рекордное для гондолы число гребцов – 12.

итальянские гондолы

Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века.