Дельтавидные корабли

Борта – катеты, корма – гипотенуза… Так выглядят корпуса кораблей необычной дельтавидной формы, или Ramform, как называют их на Западе.

Текст: Сергей Балакин

Самое широкое в мире судно – «Ramform Titan»

Самое широкое в мире судно – «Ramform Titan»

Первое в мире судно с необычной дельтавидной формой корпуса с широкой кормой было построено норвежской фирмой «Танген верфт». Это был разведывательный корабль «Марьята» («Marjata»), вошедший в состав ВМС Норвегии в 1994 году. Он предназначался для ведения дальнего гидроакустического наблюдения, чем и объясняется его столь необычная архитектура. Считалось, что такая форма корпуса обеспечит малую шумность работы собственных механизмов и не будет создавать помех для работы гидролокаторов. Кроме того, избыточная остойчивость (а метацентрическая высота у «Марьяты» составляет около 16 м) по замыслу должна была благоприятно влиять на работу размещённых на корпусе акустических датчиков.

Судно-разведчик ВМС Норвегии «Marjata»

Судно-разведчик ВМС Норвегии «Marjata»

Попутно выявились и другие преимущества столь необычных пропорций судна. Большая ширина позволила обеспечить хорошее разделение на отсеки и, соответственно, минимизировала риск потери плавучести в результате столкновения с льдиной. А ещё она позволяла расположить многие внутренние помещения вдали от наружного борта и тем самым улучшить их теплоизоляцию. Всё это было важно, так как «Марьята» изначально предназначалась для службы в Арктических водах.

«Marjata» оборудована площадкой для вертолёта, но ангара не имеет

«Marjata» оборудована площадкой для вертолёта, но ангара не имеет

«Марьята» хорошо знакома морякам нашего Северного флота, которые зовут её «Машкой» или «Маруськой». Официально она числится научно-исследовательским судном, но более правильно её отнести к классу РЗК (разведывательный корабль). Ни одни манёвры СФ России не обходятся без присутствия «Машки» – её аппаратура записывает параметры станций и радиосигналы наших кораблей. Нередко она заходит в закрытые районы и мешает выполнению боевых упражнений. Известны случаи, когда назойливую «Марьяту» отгоняли стрельбой из бомбомётов и даже умышленно пускали ракеты так, чтобы те пролетали точно над её мачтами… Во время операции по подъему атомной подводной лодки «Курск» наши спасатели в шутку называли «Марьяту» полноправным членом экспедиции – она постоянно находилась рядом и вела тщательное наблюдение за ходом работ. По информации, иногда проскальзывающей в иностранной печати, можно сделать вывод, что большинство «научных работников» норвежского судна – американцы.

РЗК «Marjata»

РЗК «Marjata»

Основные ТТХ разведывательного корабля «Marjata». Полное водоизмещение 7681 т, длина 81,5 м, ширина 39,9 м, осадка 6 м. Энергетическая установка – комбинированная с электродвижением (2 дизеля общей мощностью 7072 л.с., 2 газовые турбины общей мощностью 9792 л.с., 3 электродвигателя и 2 винторулевые колонки), максимальная скорость хода 15 узлов. Экипаж насчитывает 45 человек, из которых 31 – научный персонал.

Чертежи РЗК «Marjata»

Чертежи РЗК «Marjata»

Трудно сказать, насколько оправдала себя дельтавидная форма корпуса «Марьяты». В настоящее время срок её службы подходит к концу, и её на смену скоро придёт новое судно. Его корпус, недавно спущенный на воду на румынской верфи, имеет обычную форму. По традиции новое судно-шпион также нарекли «Марьятой» – это будет уже четвёртый норвежский РЗК с таким именем. Не исключено, что отказ от экстравагантной схемы Ramform объясняется тем, что та не вполне себя оправдала.

Тем не менее, такое преимущество дельтавидной формы корпуса, как малая собственная шумность, привлекло внимание нефтедобывающих компаний. Дело в том, что это качество очень важно для судов сейсмической разведки, которые являются важным компонентом флота, занимающегося поиском нефтяных месторождений на морском шельфе. Задачей судов сейсмической разведки служат вовсе не для предсказания землетрясений, как может показаться из их названия, а для акустического исследования дна с помощью буксируемых за кормой стримеров (гибких «кос» с сейсмодатчиками). И такие преимущества схемы Ramform как низкий уровень шума, отсутствие бортовой качки, широкий транец, для них очень привлекательны.

Первый «прямой наследник» «Марьяты» – судно сейсмической разведки «Рэмформ Эксплорер» («Ramform Explorer») было спущено на воду в 1995 году. Оно строилось в Норвегии по заказу компании Petroleum Geo-Services (PGS) – мирового лидера в области разведки нефтяных месторождений на шельфе. По размерам оно было довольно близко к прототипу – «Марьяте». Опыт его эксплуатации оказался удачным, и вскоре за ним последовали несколько увеличенные «Рэмформ Челленджер», «Рэмформ Вэлиент», «Рэмформ Викинг»… В 2005 году был принят в эксплуатацию «Рэмформ Соверен» («Ramform Sovereign») длиной 102 м и водоизмещением 15 086 т. Ныне в эксплуатации находится целое семейство судов дельтавидной формы.

Судно сейсмической разведки «Ramform Sovereign»

Судно сейсмической разведки «Ramform Sovereign»

Наиболее совершенные представители семейства «треугольных» судов – это «Рэмформ Титан» («Ramform Titan») и «Рэмформ Атлас» («Ramform Atlas»). Они построены в 2013-2014 годах японской компанией Mitsubishi Heavy Industries по заказу PGS. Помимо всего прочего, эти суда являются самыми широкими в мире (если считать по ватерлинии; по палубе американские авианосцы будут немного шире).

07-Ramform Titan-04

Судно сейсморазведки «Ramform Titan»

Судно сейсморазведки «Ramform Titan»

На сегодняшний день «Титан» и «Атлас» считаются самыми мощными и эффективными судами морской сейсморазведки. Каждый из них оборудован 24-мя лебёдками для стримеров длиной по 12 км. Всего судно может буксировать несколько сотен тысяч сейсмодатчиков, покрывающих площадь более 12 кв. км. Это позволяет вычислять положение нефтяного месторождения с максимальной точностью.

Схема буксировки стримеров судном «Ramform Titan»

Схема буксировки стримеров судном «Ramform Titan»

Транец судна «Ramform Titan» с приспособлениями для буксировки стримеров

Транец судна «Ramform Titan» с приспособлениями для буксировки стримеров

Особое внимание уделяется условиям обитания экипажа. На «Рэмформ Титан» имеется 60 одноместных и 10 двухместных кают со всеми удобствами, в том числе индивидуальными санузлами. Есть также баскетбольная площадка, тренажёрный зал, бассейн, сауна, салоны для отдыха и 3 небольших кинозала. Численность команды, включая прикомандированных специалистов – 80 человек.

Вид сверху на «Ramform Atlas» - второе судно типа «Ramform Titan»

Вид сверху на «Ramform Atlas» – второе судно типа «Ramform Titan»

Основные ТТХ судна сейсмической разведки «Ramform Titan». Валовая вместимость 20 637 брт, длина 104 м, ширина 70 м, осадка 6,5 м. Энергетическая установка – комбинированная с электродвижением (6 дизель-генераторов, 3 электродвигателя мощностью по 6000 КВт, 1 подруливающее устройство мощностью 2200 КВт), эксплуатационная скорость 16 узлов. Экипаж 80 человек.