Анна Павловна – человек, пароход и город

01-Minnehaha 1874

Текст: Сергей Балакин

Как-то, собирая материалы о кораблекрушениях, мне попалась информация о гибели  голландского парохода. Судно, перевозившее ячмень из Ревеля, в декабре 1876 года село на мель у острова Терсхеллинг и было разбито штормом.

В общем-то, история для того времени обычная: и пароходы были ещё те, и навигация примитивная, и радио, по которому можно было бы получить предупреждение о надвигающемся шторме, ещё не изобрели. И торговые суда, особенно каботажные, заканчивали свою карьеру чаще на морском дне, чем на судоразделочной верфи. Например, в 1872 году  в результате навигационных аварий погибли 2682 парусных и 244 паровых судна. Весь мировой флот в то время, по данным общества Veritas , состоял из 56 724 парусников и 4335 пароходов. Таким образом, за один год было потеряно 4,75% парусных и 5,75% паровых судов! Нетрудно посчитать, что при сохранении такого процента потерь всякое судно за 20-25 лет эксплуатации по статистике неизбежно должно было пойти ко дну. Профессия моряка тогда была очень и очень рискованной.

Поэтому гибель парохода в водах туманного декабрьского Северного моря – заурядный случай, в нём нет ничего удивительного. И запомнился мне тот факт лишь из-за имени несчастливого судна – для непосвящённого человека оно звучит необычно. Пароход (напомню, голландский) назывался «Anna Paulowna».

Вспомнил я про ту стародавнюю историю в августе этого года, года ехал в электричке из Амстердама в город Ден-Хелдер. Поезд остановился на станции, называвшейся точно так же, как и тот самый пароход, затонувший почти полтора века назад. Я даже успел из окна сфотографировать табличку на железнодорожной платформе.

Платформа станции Anna Paulowna

Платформа станции Anna Paulowna

Впрочем, кто такая Анна Павловна, я к тому времени уже знал.

Великая княжна Анна Павловна  (17951865) — дочь Павла I и, соответственно, сестра императоров Александра I и Николая I. В 1809 году, когда ей было всего 14 лет, её руки просил Наполеон  Бонапарт, желавший породниться с русским императорским домом в политических целях. Однако получил отказ – Александр I сослался на слишком юный возраст своей сестры.

Анна Павловна вышла замуж в 1816 году, став супругой нидерландского наследного принца Оранского, а впоследствии  короля Виллема II. Это был брак по расчёту, так как голландский королевский двор прозябал в чрезвычайной бедности, а российским великим княжнам полагалось огромное по западноевропейским меркам приданое  – один миллион тогдашних рублей! Да и вообще, для Оранской династии родство с богатым и влиятельным Домом Романовых было очень престижно.

Анна Павловна, портрет 1837 г.

Анна Павловна, портрет 1837 г.

Принц Оранский после смерти своего отца в 1840 году был коронован и получил имя Виллем II. Соответственно, Анна Павловна стала королевой Нидерландов. Правда, находиться на троне монарху довелось сравнительно недолго: в марте 1849 года он скоропостижно скончался. Виллем II остался в памяти как храбрый воин, герой Ватерлоо, знаток и собиратель произведений искусства. В то же время он жил явно не по средствам, и в придачу был заядлым карточным игроком. Размер оставшихся после него долгов привёл вдовствующую королеву Анну Павловну  в ужас. Но она нашла выход из непростой ситуации – предложила своему венценосному брату Николаю I купить коллекцию картин голландских художников, собранных её покойным мужем. Российский император согласился. В результате королевский двор Нидерландов рассчитался с долгами, а уникальными работами голландских живописцев мы можем любоваться в Эрмитаже по сей день.

Король Виллем II

Король Виллем II

По свидетельству современников, Анна Павловна имела непростой характер, но пользовалась искренней любовью жителей королевства. Она быстро выучила голландский язык и говорила практически без акцента; хорошо знала историю и литературу Нидерландов. Королева занималась благотворительностью, заботилась об учреждении учебно-воспитательных заведений для детей бедняков; под её покровительством насчитывалось около 50 детских приютов. Анна Павловна на свои средства основала госпиталь и инвалидный дом. Она умерла в Гааге на 71-м году жизни.

Королева Нидерландов Анна Павловна, 1849 г.

Королева Нидерландов Анна Павловна, 1849 г.

В Нидерландах Анну Павловну помнят и поныне. В честь неё названы улицы, площадь в Гааге, корабли и даже небольшой город на севере страны, который прежде носил название Зейпе. Мимо него я и проезжал на поезде в этом году. Основное занятие жителей этого города – выращивание тюльпанов и экспорт луковичных цветов.

А ещё голландской королеве русского происхождения на её второй родине ставят памятники.

Памятник  Анне Павловне, созданный российским скульптором Александром Таратыновым и установленный в Гааге в 1999 году

Памятник Анне Павловне, созданный российским скульптором Александром Таратыновым и установленный в Гааге в 1999 году

Ну, а теперь вернёмся к пароходу «Anna Paulowna». Он был построен английской верфью Wm. Denny & Bros., Dumbarton , по заказу голландской судоходной компании Koninklijke Nederlandsche Stoomboot-Maatschappij N.V. (г.Амстердам). Судно (строительный номер 65) сошло со стапеля на воду 7 апреля 1857 года и было сдано заказчику через 23 дня, 30 апреля. Для своего времени оно было весьма передовым по конструкции: железный корпус, винтовой движитель… Длина корпуса составляла  59,4 м, ширина 7,7 м, высота от киля до главной палубы  4,2 м. Валовая вместимость парохода -518 брт, чистая вместимость – 403,6 нрт, дедвейт – 400 т. Двухцилиндровая паровая машина мощностью 300 индикаторных л.с. вращала четырёхлопастный винт; максимальная скорость парохода равнялась 8 узлам. Помимо грузовых трюмов на судне имелись каюты для 7 пассажиров.

Пароход «Anna Paulowna», литография XIX века

Пароход «Anna Paulowna», литография XIX века

8 мая 1857 года пароход «Anna Paulowna» прибыл из Глазго в Амстердам и в течение последующих трёх с половиной лет успешно эксплуатировался на разных линиях. Но в январе 1861 года он потерпел первую серьёзную аварию : ночью он сел на мель у входа в Гибралтарский пролив, на африканском берегу близ мыса Спартель. Судно было сильно повреждено, несколько членов экипажа, включая капитана, погибли. Спасти пароход удалось благодаря помощи англичан – те с немалым трудом смогли снять судно с камней и отбуксировать его в Гибралтар. Но своевременно оплатить спасательные работы судовладельцы не смогли, поэтому  «Anna Paulowna» перешла в собственность английской компании и была переименована в «Enterprise». После ремонта пароход совершил переход в Ливерпуль и уже там был наконец выкуплен прежними владельцами. 18 ноября 1861 года  «Enterprise» вновь поднял голландский флаг и получил своё «родное» имя «Anna Paulowna».

Пароход «Anna Paulowna», реконструкция автора

Пароход «Anna Paulowna», реконструкция автора

Карьера  «Анны» трагически завершилась 1 декабря 1876 года у голландского острова Терсхеллинг (Западно-Фризские острова). Судно следовало из Ревеля в Роттердам с грузом зерна, но неподалёку от порта назначения было застигнуто штормом и выброшено на мель. Все попытки спасти его оказались неудачными. 4 декабря «Anna Paulowna» была окончательно разбита волнами. В течение декабря с него удалось снять только часть груза, якоря, цепи и некоторые дельные вещи.

В сентябре 2014 года дайверы из Эквадора (!) обнаружили занесённые песком останки парохода. В частности, ими был поднят неплохо сохранившийся гребной винт судна.

Поднятый со дна бронзовый гребной винт парохода «Anna Paulowna»

Поднятый со дна бронзовый гребной винт парохода «Anna Paulowna»

Погибший в 1876 году пароход был далеко не единственным судном, носившим имя любимой голландцами королевы. Известны как минимум три торговых парусника с названием «Anna Paulowna»: бриг, кофф (голландское прибрежное двухмачтовое судно) и торговый трёхмачтовых корабль грузоподъёмностью в 615 т, построенный в 1839 году. Последний из них в 1859 году был переименован судовладельцем в честь своей жены в «Johanna Elisabeth». Он совершал дальние плавания  в Ост-Индию (Индонезию) вплоть до 1865 года.

Кроме того, имя «Anna Paulowna» носили военные суда голландского флота: корвет и винтовой фрегат. Из них наиболее примечателен второй:  это как-никак последний классический фрегат и последний деревянный военный корабль  ВМС Нидерландов. Построенный на верфи в Амстердаме в 1867 году, он имел водоизмещение 3345 т, длину 91,85 м, ширину 13,3 м и осадку 6,2 м. Его паровая машина развивала номинальную мощность 600 л.с. Вооружение состояло из 20 крупнокалиберных гладкоствольных орудий; экипаж насчитывал 325 человек.

Полумодели кораблей голландского ВМФ в Рейксмузеуме (Rijksmuseum) в Амстердаме. Верхний экспонат – фрегат «Anna Paulowna» (1867 г.)

Полумодели кораблей голландского ВМФ в Рейксмузеуме (Rijksmuseum) в Амстердаме. Верхний экспонат – фрегат «Anna Paulowna» (1867 г.)

Полумодель винтового фрегата «Anna Paulowna» в экспозиции Рейксмузеума в Амстердаме

Полумодель винтового фрегата «Anna Paulowna» в экспозиции Рейксмузеума в Амстердаме

На момент вступления в строй винтовой фрегат «Anna Paulowna» был одной из крупнейших боевых единиц голландского ВМФ, но, увы, по концепции деревянный корабль классической архитектуры уже морально устарел. В 1877 году его переклассифицировали в учебное судно, а полтора десятилетия спустя сдали на слом.

12-DSC_6318