1 июня – день Северного флота.

История становления Северного флота.

Принято считать, что история  северного флота началась с 1 июня 1693 года. Тогда в 1693 году в Архангельске на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала строительство военных кораблей на Севере.

Парад кораблей Северного флота

Парад кораблей Северного флота

Его история действительно полна героических дел и больших свершений, но известна она гораздо меньше, чем история Балтийского и Черноморского флотов. В связи с этим интересно посмотреть, как зарождалась боевая слава североморцев, их традиции самоотверженности и героизма при выполнении своего долга.

Гвардейская подводная лодка Д-3 возвращается с победой

Гвардейская подводная лодка Д-3 возвращается с победой

Как использовались суровые условия театра военных действий для достижения превосходства над противником. Истоки этой славы тесно связаны с деятельностью Петра I и его титанической работой по созданию российского флота.

Петр I

Петр I

Парадоксальность истории создания Северного флота заключается в том, что стратегическое значение этого региона для судеб России былo осознанo еще при Иване Грозном, когда в результате поражения в Ливонской войне Россия лишилась всех выходов к Балтийскому морю. Тогда Архангельский порт постепенно стал центром торговых сношений России с процветающей Европой. В начале 90-х годов XVII века в Архангельск ежегодно приходило до 40 заморских кораблей. А вот необходимость военного флота для защиты этого края поняли гораздо позднее.

Атлас крепостей. карты Российской империи.

Атлас крепостей. карты Российской империи.

В 1700 году началась Северная война со Швецией. Основные боевые действия развернулись в Финском заливе и на его берегах, но Петр I учитывал возможность нападения шведов со стороны северных морей. По его поручению оборона Архангельского порта строилась широко и надежно. В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость. На других опасных участках создавали укрепления, ставили береговые батареи, усилили гарнизон и развернули посты наблюдения за иностранными судами в Белом море. Тогда же построили несколько военных судов, которые можно считать первенцами Северного флота.

Aleksandrovsk

Боевое крещение

Новодвинскую крепость заложили весной 1701 года в 20 км к северу от центра Архангельска. Она предназначалась для защиты фарватера от ожидаемого нападения шведов. Это была цитадель с четырьмя бастионами и внешними укреплениями, рассчитанная на гарнизон в 1000 воинов. Позднее она считалась одной из лучших крепостей в России. Но шведы не стали долго ждать. Их эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада подошла к устью Северной Двины 24 июня 1701 года. К этому времени строители успели заложить только фундамент. Но береговые батареи были готовы и ждали неприятеля.

Подвиг лодейного кормчега Ивана Рябова

Подвиг лодейного кормчега Ивана Рябова

Сначала Шёблад послал на разведку шняву и 2 галиота. Чтобы безопасно пройти по сложному фарватеру Северной Двины, они взяли в качестве лоцманов пленных поморов — Ивана Рябова и Дмитрия Борисова и под видом торговых судов пошли к Архангельску. Наши поморы, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были захвачены русскими. При этом Борисов погиб, а Рябов был ранен, но ему удалось спастись. После этого шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько селений, шведская эскадра ушла от русских берегов.

План Соломбальской верфи в 1741

План Соломбальской верфи в 1741

Беломорская флотилия

В то время на Белом море еще не было боевых кораблей, а Рябов и Борисов, конечно, не являлись военными моряками, но они защищали северные рубежи нашей Родины от иностранных интервентов, и их подвиг по праву вписан в боевую летопись Северного флота. На протяжении всей Северной войны сохранялась угроза нового нападения шведов на Архангельск, поэтому было принято решение о создании Беломорской военной флотилии. С 1708 года на Соломбальской верфи Архангельска началось строительство для нее боевых кораблей. В 1710 году были спущены на воду три 32-пушечных фрегата, а в 1712-13 годах — пять 54-пушечных кораблей. Так зарождался Северный флот.

Фрегат  «Крейсер». Корабль строился на Соломбальской верфи в Архангельске под наблюдением  капитана 2 ранга М. П. Лазарева

Фрегат «Крейсер». Корабль строился на Соломбальской верфи в Архангельске под наблюдением
капитана 2 ранга М. П. Лазарева

Однако Беломорская военная флотилия просуществовала совсем недолго. Как только отпала угроза нападения шведов на Архангельск, Петр I приказал волоком перетащить суда флотилии в Онежское озеро. Соломбальская верфь продолжала в большом количестве строить корабли и фрегаты, но они практически сразу уходили на Балтику, теперь уже вокруг Скандинавии. На Севере оставались только небольшие отряды судов для охраны Белого моря и Кольского полуострова. После смерти Петра I идея воссоздания Беломорской флотилии даже не обсуждалась.

Бриг "Меркурий" . Заложен 31.7.1819 на Соломбальской верфи. . Строитель A. M. Курочкин

Бриг “Меркурий” . Заложен 31.7.1819 на Соломбальской верфи. . Строитель A. M. Курочкин

Флотилия Северного Ледовитого океана

Следующая попытка создать военную флотилию на Севере была предпринята в годы Первой мировой войны, когда особенно остро встал вопрос о защите северных портов и морских коммуникаций. В сентябре 1916 года началось формирование Флотилии Северного Ледовитого океана. Через год в ее составе числилось 89 кораблей, в том числе один линкор, два крейсера и 4 эсминца. Ее главной задачей стала охрана иностранных судов с военными грузами, которые поставляли в Россию союзники по Антанте. Однако судьба этой флотилии оказалась печальной.

ekaterin_guba

В 1918 году в период гражданской войны и иностранной военной интервенции корабли, находившиеся в Кольском заливе, попала в руки интервентов, главным образом англичан. Часть кораблей, базировавшиеся в Архангельске, красные увели по Северной Двине к Котласу. Из них была сформирована Северо-Двинская военная флотилия, которая активно участвовала в боях с белогвардейцами. В 1920 году на оставшихся в Архангельске кораблях ушли за границу остатки действовавшей на Севере белогвардейской армии. Так закончилась и эта попытка создать военный флот на Севере нашей страны.

45979165_port_AleksandrovsknaMurmane_

Северный флот

Прошло несколько лет, и 1 июня 1933 года было принято решение о создании Северной военной флотилии. Большую роль в этом сыграл Беломорско-Балтийский канал, вступивший в строй в 1933 году. По нему с Балтики в Баренцево море прошли несколько эсминцев, сторожевых кораблей и подводных лодок, составивших ядро флотилии.

Крейсер Аскольд в составе флотилии Северного Ледовитого океана

Крейсер Аскольд в составе флотилии Северного Ледовитого океана

Большой вклад в ее становление внес Константин Иванович Душенов, который был ее командиром с марта 1935 по май 1938 года. При нем флотилия перешла в свою главную базу — Полярный, началось освоение губы Ваенга, где приступили к строительству главной базы флота — Североморска.

Линейный корабль Чесма под красным флагом Беломорской военной флотили.

Линейный корабль Чесма под красным флагом Беломорской военной флотили.

В 1937 году флотилия была преобразована в Северный флот. Строились базы, аэродромы и береговые батареи, создавались судостроительные предприятия. Очень активно велась боевая подготовка и освоение обширнейшей зоны ответственности флота. Корабли ходили в дальние походы к Новой Земле, в Карское море и западном направлении. Люди привыкали плавать в условиях сильных штормов и туманов, в сложных ледовых условиях. В 1938 году подводная лодка «Д-1» совершила поход длительностью в 120 суток, пройдя более 11 тысяч миль, а подводная лодка «Д-3» впервые осуществила подлёдное плавание.

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка Д-3

Гвардейская Краснознаменная подводная лодка Д-3

Первое боевое крещение Северный флот принял в войне с Финляндией 1939-40 годов. При активном участии североморцев войска 14-й армии к концу первого дня войны овладели полуостровами Средний и Рыбачий, а к вечеру следующего дня были взяты порты Линахамари и Петсамо. Силы флота лишили Финляндию возможности получать иностранную военную помощь по северным морям и обеспечили поддержку приморского фланга наших войск. Присоединение полуостровов Рыбачий и Средний позволило существенно укрепить оборону Кольского залива.

Подводная лодка Д-1 в постройке.

Подводная лодка Д-1 в постройке.

Великая Отечественная война

С июля 1940 по август 1946 года флотом командовал Арсений Григорьевич Головко. К началу Великой Отечественной войны СФ насчитывал 8 эсминцев, 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей, минный заградитель и 116 самолетов. В этой войне североморцы с честью выполнили поставленные задачи, сорвав планы гитлеровцев в короткий срок захватить Кольский полуостров с портом Мурманск и блокировать все северное побережье Советского Союза. Северный флот внес достойный вклад в разгром врага в Заполярье и освобождение Северной Норвегии.

Награждение экипажа подводной лодки Северного флота С-56

Награждение экипажа подводной лодки Северного флота С-56

Корабли флота обеспечили проводку 76 союзных конвоев, которые доставили 4 млн. тонн груза (это 25% всех поставок по ленд-лизу). По внутренним морским путям было проведено 1548 конвоев. Флотские авиаторы, подводники и катерники своими ударами срывали воинские перевозки фашистов в Баренцевом море. Общие потери противника на театре составили 214 кораблей и вспомогательных судов, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1300 самолетов. За выдающиеся подвиги во время войны высокое звание Героя Советского Союза было присвоено 85 североморцам.

159874562

Послевоенные задачи и достижения

В годы «холодной войны» североморцы с таким же героизмом и настойчивостью овладевали ракетно-ядерным оружием, осваивали атомные корабли, обеспечили выход флота в Мировой океан. В начале 1966 года две атомные подводные лодки Северного флота в подводном положении совершили кругосветный переход из Баренцева моря на Камчатку.

еверный флот БДК  Митрофан Москаленко

Северный флот БДК Митрофан Москаленко

Он показал, что теперь весь Мировой океан стал стартовой площадкой для наших ракет. Историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы не допустить безраздельного господства ВМС США в Мировом океане, и первыми это сделали подводники — североморцы.

Флагман Северного флота (СФ), тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий

Флагман Северного флота (СФ), тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий

Сейчас, пережив трудные 90-е годы, Северный флот вновь набирает силы и пополняется современными кораблями. На них приходят высокообразованные, инициативные офицеры и отбираемые по контракту матросы. Это позволяет комплектовать профессиональные экипажи, которые грамотно и эффективно эксплуатируют сложнейшую боевую технику. Благодаря этому флот активизирует свою деятельность в Мировом океане – участвует в контртеррористической борьбе и в международных морских учениях, а также наносит визиты в дружественные нам страны.

07427015

Владимир Додонов
Автор проекта http://www.kliper2.ru “Интересная, актуальная и достоверная информация из истории Российского флота”.

Стоянка_кораблей._Североморск

261404a7082b