«Всех моряков ведёт в пути надежда»

Эти слова сказал Иван Федорович Крузенштерн своей команде перед отправлением в кругосветное путешествие. Эти слова стали жизненным принципом и для  Татьяны Чурзиной, автора удивительного мультфильма «НАДЕЖДА». В основе сюжета мультипликационного фильма лежат  реальные исторические  события 1803-1806 годов о  первом русском кругосветном плавании Крузенштерна и о его жене. Это история надежды, веры и любви.

Сегодня у нас в гостях автор мультфильма Татьяна Чурзина.

Татьяна с рождения прикована к инвалидному креслу. Но она ведет очень активный образ жизни: учится, пишет стихи, песни, пьесы, спектакли, создает мультфильмы. Конечно, болезнь мешает полноценно жить, работе, письму и обычному общению. Девушке помогает специальный джойстик, дающий  возможность творить и общаться онлайн. По первому образованию Татьяна – историк, а сейчас – начинающий режиссер-мультипликатор. Она  окончила Московскую Высшую Школу аниматоров и режиссеров – студию «ШАР». В феврале 2019 создан ее выпускной проект «НАДЕЖДА».

– Татьяна, как появилась идея создания мультфильма?

– Все просто – я люблю море. И, конечно, меня поражает мужество и героизм первооткрывателей новых земель, восхищает верность жен моряков, ждущих своих любимых порою всю жизнь. Мне кажется, что стоит рассказать историю большого кругосветного плавания, где раскрыты темы Любви и Родины…. Эта тема не тронута  кинематографом, особенно в мультипликации. Это не только приключения мореплавателей, но и история любви.

Путь к мультфильму был не простой. Мои преподаватели в школе аниматоров тему не одобрили, от проекта меня отговаривали, говорили, что проект большой, сложный и неподъемный, тем более для меня. А я очень хотела сделать именно эту  морскую тему и, несмотря ни на что, с упорством взялась за этот огромный проект. Сейчас не жалею, что не отказалась от задумки, и чем больше делаю и вникаю, тем интереснее.

Я  изложила первое русское кругосветное плавание с точки зрения любви – Ивана и Юлии Крузенштерн. Эта любовь на самом деле была чистой, искренней, верной, настоящей. И между ними была невидимая связь двух сердец.

На первом просмотре педагогического худсовета ШАРа в 2015 я показала набросок проекта «Надежда» –  «ОТПЛЫТИЕ»,  где эскизно изобразила расставание на причале Ивана Крузенштерна и его беременной жены Юлии. Этот трогательный эпизод расставания двух  влюбленных сердец затронул душу нашего художественного руководителя  ШАРа  Андрея Юрьевича Хржановского  – бывшего офицера Балтийского флота. Он сказал, что в этой истории расставания не хватает клубка, соединяющего два любящих сердца. Это морская традиция – давать клубок  любимому, уходящему в дальнее плавание. И вот, она дает ему  клубок, у неё остается кончик нити. Наматывая клубок, она приближает время встречи. Хорошо что-то связать из этой нити. Вяжет из нити – ускоряет время встречи. В некоторых традициях определенный отрезок времени так и назывался «пряжей» («бабий счет по пряже»). У него клубок уменьшается –  разматывается. Меня восхитила эта морская традиция, и я сразу воплотила эту идею Андрея Юрьевича в своем мультфильме. Этот клубок стал стержнем  драматической основы и изюминкой, соединив всё воедино, наполнив красной краской любви.

Денег на осуществление мечты не было. Тогда я решилась на невозможное – разработала проект — мультфильм НАДЕЖДА и отправила на конвейер проектов молодежного форума ТАВРИДА 2016 в Крыму. Там его высоко оценило жюри. Я получила самый высокий грант 300 тысяч рублей. Это был отличный старт для мультфильма, а для меня богатейший опыт и знания, которые я применяю до сей поры.

 – Каким вы хотели видеть мультфильм и каким он получился?

– Мультфильм  получился гораздо лучше первоначальной задумки. Сначала я хотела показать просто красивую историю любви. Но чем больше я вникала в эту тему и изучала исторические документы, книги об этом плавании, тем больше мне хотелось передать не только чувства, но и эпоху начала 19 века. Время отражено в панораме Кронштадта, комнате жены Юлии, в одежде, в костюмах. У меня даже покупатель с продавцом расплачивается монетой 1803г выпуска. Каждый персонаж наделен своим реальным прототипом (царь Александр 1 на своем белом коне, срисованный с реальной гравюры, художник Кипренский, поэт Державин и его подлинные стихи,  скрипач Хандошкин, цирюльник и т.д.).

Чтобы передать дух и настроение того времени, я выбрала силуэтную графику, опираясь на работы Федора Петровича Толстого, но интерпретировала по-своему: дырявая полусилуэтка, силуэтная графика – популярное увлечения общества начала XIX века. В экспедицию Крузенштерна был включен граф Федор Петрович Толстой – лучший мастер силуэта  того времени, русский художник-дилетант. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах, искусно вырезанные из бумаги. Незадолго до отплытия экспедиции Федор Петрович отказался участвовать в ней, сославшись на морскую болезнь. Заменить его согласился Федор Иванович Толстой, двоюродный брат Федора Петровича. Вид из окна комнаты жены – это пейзаж, собранный из картин пейзажей Федора Петровича Толстого

Но когда нарисовали чистовой монохронный Кронштадт, силуэты людей слились с силуэтами зданий, и город смотрелся слишком пасмурно, тогда решили ввести цветные фоны, чтоб картинка в кадре была контрастной. В Кронштадте цвета старинных гравюр. Мультфильм заиграл красками, хотя персонажи остались черно-белыми силуэтными.

Во время работы над мультфильмом «НАДЕЖДА» я была не только сценаристом, художником, режиссером, мультипликатором. Мне пришлось освоить ещё и пиар-менеджмент, продюсирование, бухгалтерию. И всё это в режиме нон-стоп, не имея никакой поддержки, кроме моральной помощи ближайших родных. В этом была основная трудность проекта. Но это закалило меня и дало огромный опыт и знания.

 – Команда, которая создавала мультфильм, кто эти ребята?

– Команда набиралась по объявление в интернете через кастинг. Набиралась долго. Кто-то не подходил по уровню мастерства, кто-то просил очень много денег. А у меня смета – 300 тысяч рублей президентского гранта Тавриды 2016. Приходилось делать мультипликат и даже рисовать и векторизировать самой (от этого долго не сходили кровавые мозоли на пальцах правой руки). Дело продвигалось очень медленно. Из этих денег я не имела права платить себе, только набранной команде. На 5й месяц проекта приняла художника-мультипликатора Александра Максимова  Он порекомендовал знакомую художницу  Пискунову Марину, которая и нарисовала Кронштадт по моим эскизам, наброскам и гравюрам того времени, и комнату жены, и многое другое. Художник Александр Панов был рекомендован, затем он помогал в анимации. Жупанов Иван  – звукорежиссер из Питера, бывший волжанин, и композитор Литиков Николай тоже волжанин, которых я нашла сама у себя в городе. Некоторые эпизоды мультипликата делали студенты Ростовского ВГИКа под руководством преподавателя по компьютерной графике Лизы Скворцовой.

6 мая 2018 закончился успешный сбор денег на краудфандинговой платформе Планета. ру.  Благодарю всех спонсоров, неравнодушных и отзывчивых людей за финансовую и информационную  поддержку! Вы мне все помогли в трудную минуту!

– Для какой аудитории создавался мультфильм?

– Мультфильм рассчитан на широкую публику (6+) и для семейного просмотра. Мой проект направлен на популяризацию истории и географии в России.

–  О чем будет ваш следующий мультфильм?

– Сейчас я нахожусь в творческом поиске. С одной стороны мне хочется быть востребованной в своей профессии режиссера. Чего бы хотелось? Хотелось бы при ТВ сделать какие-нибудь ролики, можно пройти стажировку на ТВ. Монтаж и анимацию я умею делать хорошо – уже испытано. Я готова учиться, работая и пробуя себя в этом. Мечтаю сделать музыкальный клип – это моя тайная страсть. В них я разбираюсь и имею музыкальный слух от папы.

С другой стороны, я очень хочу вернуться к театру, писать пьесы. У меня после режиссерских курсов все улеглась по полочкам. Очень жду предложений из театра, слово просто прет наружу. С третьей стороны,  самый, самый больной вопрос – авторское кино. Идеи кишат в моей голове. Но во второй раз на воплощение идеи я не найду в себе сил, самостоятельно, одна без студии и продюсера. Нахлебалась дегтя в этом проекте, а меда пока не ощутила.

И сейчас у меня такая творческая пустота в душе. Очень много энергии я отдала этому проекту. У меня уже такое было в жизни после написания за две недели спектакля БУРАТИНО.РУ. Я ни ела, ни пила, жила в нем, а после сдачи долго не могла ничего начать. Мне легче делать, когда я выполняю чье-то задание. Я на нем концентрируюсь и буквально прорастаю.

Мы желаем Татьяне сил в реализации всех ее задуманных проектов!

Смотрите мультфильм «НАДЕЖДА» в эфире OCEANTV и следите за творчеством Татьяны!