«Валенки» в море

Bourbon Mistral

Судно «Bourbon Mistral» в штормовом море.

Подобно тому, как первые броненосцы за форму своего корпуса получили в XIX веке прозвище «утюги», так новые суда с входящей в моду формой носовой оконечности типа X-Bow впору называть «валенками» — уж очень похожи они на традиционную русскую зимнюю обувь! Разработанные норвежской фирмой Ulstein теплоходы с обратной дугой форштевня ныне строятся на верфях разных стран — в Норвегии, Испании, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае… Считается, что такая архитектура корпуса обеспечивает судам ряд преимуществ:

  • снижается расход топлива — за счет лучшей аэродинамики;
  • повышается эксплуатационная скорость;
  • улучшается мореходность — за счет увеличенной высоты борта;
  • в штормовых условиях экипаж чувствует себя комфортнее – за счет более плавной качки.
Bourbon Orca

Первое судно концепции X-Bow было построено в 2006 году. Это снабженец «Bourbon Orca» проекта АХ-104, предназначенный для обслуживания буровых установок.

Bourbon Orca

«Bourbon Orca»

Технические характеристики судна «Bourbon Orca»:

  • Длина 86,2 м; ширина 18,5 м; осадка 6,4 м.
  • Валовая вместимость: 4311 брт.
  • Дедвейт: 3180 т.
  • Энергетическая установка: дизель-электрическая.
  • Скорость: 14 узлов.

Гораздо более крупное судно разведки нефтегазовых месторождений «Island Constructor» было построено в Норвегии в 2008 году. Оно оснащено оборудованием для глубоководного бурения и ангаром для дистанционно управляемых подводных аппаратов. Особенность корабельной архитектуры – вертолетная площадка, смонтированная в носовой части над ходовым мостиком.

Island Constructor

«Island Constructor»

Технические характеристики судна «Island Constructor»:

  • Длина 121 м; ширина 26 м; осадка 7,2 м.
  • Валовая вместимость: 11 602 брт.
  • Дедвейт: 8700 т.
  • Энергетическая установка: дизель-электрическая.
  • Скорость: 14,2 узла.

Целой флотилией судов типа X-Bow владеет компания Western Geco. В 2009 году в Испании были построены суда сейсмической разведки «WG Columbus» и «WG Magellan». Правда, из-за забастовок на испанской верфи в Виго последнее достраивалось в Португалии.

WG Columbus

Схема судна сейсмической разведки «WG Columbus».

WG Tasman

В 2009-2010 годах для компании Western Geco было построено еще четыре аналогичных судна: два в Испании и два в Дубаи. На снимке: «WG Tasman» в Ла-Валетте, Мальта.

Одним из партнеров компании Ulstein в течение долгого времени являлся керченский судостроительный завод «Залив». В октябре 2008 года был сдан заказчику первый 120-метровый корпус судна «Sarah» с обводами X-Bow, предназначенного для обслуживания морских нефтяных и газовых платформ. Ровно через год сошел на воду корпус однотипного «Karianne», после чего был подписан контракт на строительство ещё двух оффшорных судов несколько меньшего водоизмещения.

Karianne

Спуск судна «Karianne» на заводе «Залив» в Керчи.

буксировка корпуса судна

Буксировка корпуса судна керченской постройки через Босфор, ноябрь 2011 г.

В сентябре 2011 года появилось первенец концепции X-Bow под российским флагом — научно-исследовательское судно геофизической разведки «Вячеслав Тихонов». Оно было построено по проекту компании Ulstein на верфи Drydocks World (Дубай, ОАЭ) и первоначально именовалось «Polarcus Selma».

Судно предназначено для проведения геологоразведочных работ на континентальном шельфе, прежде всего, в сложных климатических условиях Арктических и субарктических морей. Оно взято в чартер компанией «Совкомфлот» сроком на 5 лет.

Вячеслав Тихонов

Судно геофизической разведки «Вячеслав Тихонов».

Технические характеристики судна «Вячеслав Тихонов»:

  • Длина 84,22 м; ширина 17 м; осадка 6,1 м.
  • Валовая вместимость: 4771 брт.
  • Энергетическая установка: дизель-электрическая.
  • Скорость: 18,5 узла.
  • Экипаж: 22 человека.

Любопытно, что в 2013 году однотипное судно «Polarcus Samur» приобрела Турция. Ныне оно несет на борту имя «Barbaros Hayreddin Pasa».