«Царь-пушка №2» на Поклонной горе

01-DSC_0122

Это сверхмощное орудие официально именуется 305-мм транспортёром ТМ-III-12, но артиллеристы уважительно и ласково называли его «Татьяной Михайловной» — из-за букв ТМ в его обозначении. Аналогично тому, как реактивную установку БМ-13К из-за буквы К красноармейцы прозвали «Катюшей». Ну, а здесь, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, у орудия-исполина сразу появилось прозвище «Царь-пушка №2». Глядя на эту гигантскую установку – в её вес составляет, ни много ни мало, 340 тонн! – невольно проникаешься к ней уважением. Настоящая кремлёвская «Царь-пушка №1» перед ней меркнет.

02-DSC_0120

305-мм транспортёр ТМ-III-12 в экспозиции музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

305-мм транспортёр ТМ-III-12 в экспозиции музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе.

Но ещё больше, чем масштабы, поражает судьба установленного на этом транспортёре 12-дюймового орудия. Ведь оно когда-то находилось в башне линейного корабля Российского флота, затем оказалось в Африке, а в годы Второй мировой войны совершило морское путешествие вокруг Европы!

Ствол корабельного 12-дюймового (305-мм) орудия в экспозиции музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Рядом установлен снаряд, входивший в боекомплект линкора.

Ствол корабельного 12-дюймового (305-мм) орудия в экспозиции музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Рядом установлен снаряд, входивший в боекомплект линкора.

Орудие, ныне стоящее на железнодорожном транспортёре, создавалось как корабельное и для своего времени считалось чудом техники. Оно могло стрелять снарядами весом в 471 кг на дальность около 23,5 км, а после увеличения угла возвышения – на 35 км. Ствол орудия весил 50 т. Производство столь мощной артиллерии в начале прошлого века было по силам лишь странам с самой передовой промышленностью. Так, для  изготовления внутренней трубы ствола требовалась крупногабаритная отливка из высококачественной стали без раковин и посторонних включений, которую затем в течение долгого времени попеременно обрабатывали ковкой, закалкой и отпуском. После на специальных станках производились механическая обработка заготовки, её сверление на всю глубину, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола занимало много месяцев, а иногда год и более.

Этот снимок даёт наглядное представление о размерах 305-мм орудий и башенных установок, в которых они монтировались. Башни для русских дредноутов изготавливались на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге, где и сделано это фото незадолго до Первой мировой войны.

Этот снимок даёт наглядное представление о размерах 305-мм орудий и башенных установок, в которых они монтировались. Башни для русских дредноутов изготавливались на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге, где и сделано это фото незадолго до Первой мировой войны.

Сто лет назад наша страна могла выпускать такие орудия — кстати, ничем не уступавшие английским или германским. Двенадцатидюймовка нашего железнодорожного транспортёра была изготовлена на Обуховском заводе. На её стволе стоит клеймо: №127, 1915 г., однако реально она была сдана в ноябре 1916 года. И немедленно отправилась из Санкт-Петербурга в Николаев – на строившийся линкор «Император Александр III». Это был третий черноморский дредноут, однотипный с трагически погибшей «Императрицей Марией». Он вошёл в состав Черноморского флота уже после февральской революции под новым названием «Воля». Во время гражданской войны он был флагманом белого флота на Черном море. Линкор ещё раз сменил имя, став «Генералом Алексеевым». В 1920 году он впервые применил артиллерию главного калибра в бою: неоднократно обстреливал позиции Красной армии в районе Николаева и Очакова. Только за три дня августа 1920 года «Генерал Алексеев» выпустил по позициям красных 109 12-дюймовых снарядов.

Линкор «Воля» - бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».

Линкор «Воля» — бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».

Но артиллерия линкора не спасла генерала Врангеля: его войска не выдержали натиска Красной армии и вскоре отправились в вынужденную эмиграцию. Вместе с другими кораблями белого флота «Генерал Алексеев» оказался в далёком Тунисе, в Бизерте, принадлежавшей тогда Франции. Там же в начале 1930-х он и был разобран на металл. Но 12 исправных 305-мм орудий французы сохранили. Пушки пролежали в арсенале «Сиди-Абдуллах» до начала Второй мировой войны, а затем в их судьбе произошёл крутой поворот…

Флагман Белого флота - линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.

Флагман Белого флота — линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.

В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией обострились до предела, и финны решили купить бесхозные русские орудия для усиления береговой обороны своего побережья. Контракт с Францией был подписан в январе 1940 года, уже в ходе «зимней» войны. Впрочем, финнам скоро стало не до обороны побережья… Но так или иначе, восемь двенадцатидюймовок с «Генерала Алексеева» все же были доставлены в страну Суоми на двух пароходах – правда, уже после заключения перемирия с Советским Союзом. Финская казна была пуста, и Франция пушки просто подарила. Причём все двенадцать. Только пароход «Нина», перевозивший последние четыре ствола, в Норвегии был захвачен немцами, которые реквизировали груз как военную добычу. О судьбе этих орудий чуть позже – это отдельная история.

 

«Генерал Алексеев» в Бизерте: выгрузка боезапаса главного калибра.

«Генерал Алексеев» в Бизерте: выгрузка боезапаса главного калибра.

Итак, восемь 305-мм орудий бывшего русского линкора, совершив растянувшееся на четверть века путешествие вокруг Европы, оказались в Финляндии. И очень кстати. Ну тут необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о ещё одном виде артиллерии – тяжёлых железнодорожных транспортёрах…

Одно из орудий, демонтированных с линкора «Генерал Алексеев».

Одно из орудий, демонтированных с линкора «Генерал Алексеев».

Идея установить тяжёлое орудие на железнодорожной платформе не нова – такие установки применялись ещё в 60-е годы XIX века, в ходе гражданской войны в США. Но настоящего триумфа этот вид артиллерии добился в конце Первой мировой, в 1918 году, когда немцам удалось из дальнобойных железнодорожных установок «Колоссаль» обстрелять Париж с дистанции 125 км! По французской столице было выпущено 367 снарядов, городу был причинён серьёзный ущерб. Число убитых и раненых приблизилось к цифре в 900 человек. Но ещё важнее для немцев был моральный эффект. Стрельба на такую дальность военным специалистам казалась чем-то из области фантастики.

Немецкое 28-см оружие на железнодорожном ходу.

Немецкое 28-см оружие на железнодорожном ходу.

Сверхдальнобойное орудие «Колоссаль»,  установленное на стационарной позиции, 1918 г.

Сверхдальнобойное орудие «Колоссаль», установленное на стационарной позиции, 1918 г.

Неудивительно, что в межвоенный период практически все развитые страны мира уделяли особое внимание крупнокалиберной артиллерии на железнодорожном ходу. В Советском Союзе разработка таких артиллерийских систем началась во второй половине 20-х годов под руководством талантливого инженера Александра Григорьевича Дукельского. Самыми мощными из них стали транспортёры ТМ-I-14 с 14-дюймовыми пушками, оставшимися от недостроенных сверхдредноутов типа «Измаил», и ТМ-III-12 с 12-дюймовыми орудиями с длиной ствола 52 калибра, бывших на вооружении линкоров предыдущих типов. В 1938-1939 годах на Ленинградском Металлическом заводе были изготовлены три транспортёра ТМ-III-12, составивших знаменитую батарею №9. На них были установлены орудия, поднятые с погибшего в Севастополе линкора «Императрица Мария». Во время войны с Финляндией батарея с круговой железнодорожной ветки под Сестрорецком обстреливала укрепления линии Маннергейма. А после завершения «зимней» войны батарею перевели на полуостров Ханко – там по соглашению с Финляндией создавалась советская военно-морская база.

Транспортёр ТМ-III-12.

Транспортёр ТМ-III-12.

С началом Великой Отечественной войны Ханко оказался в осаде; в ходе его героической обороны для обстрела финских сухопутных объектов привлекались и суперпушки 9-й батареи, однако достойных целей для них не оказалось, и какой-либо значительной роли они сыграть не смогли. В декабре 1941-го, перед эвакуацией гарнизона крепости, стволы транспортёров ТМ-III-12 взорвали. Наши артиллеристы не догадывались, что точно такие же двенадцатидюймовые стволы уже больше года лежат на финских складах…

Орудие ТМ-III-12 на огневой позиции.

Орудие ТМ-III-12 на огневой позиции.

Уже к лету 1942 года 305-мм железнодорожные артустановки снова были в строю, но уже в армии Финляндии. Теперь на них стояли орудия с другого русского линкора – «Генерала Алексеева». Но служба новым хозяевам оказалась недолгой. После выхода Финляндии из войны все три транспортёра ТМ-III-12 были возвращены СССР. Они снова образовали тяжёлую железнодорожную батарею, которой теперь был присвоен №294. Пушки перевезли на южный берег Финского залива, и они долго базировались на форту «Красная горка». Одно из этих орудий до сих пор стоит там – правда, оно пребывает в полуразрушенном состоянии. Два других транспортёра стали музейными экспонатами – одно в Санкт-Петербурге, другое – в Москве. Именно это орудие с №127, «Царь-пушка №2», после долгой эпопеи с её транспортировкой по железной дороге, заняла почётное место на Поклонной горе в октябре 2001 года.

11-ТМ-III-12 на стационарной

Орудие ТМ-III-12, восстановленное финнами и размещённое на стационарной позиции, 1943 г.

Орудие ТМ-III-12, восстановленное финнами и размещённое на стационарной позиции, 1943 г.

В заключение упомянем о судьбе остальных орудий главного калибра русского линкора «Император Александр III». После монтажа трёх стволов на железнодорожных транспортёрах у финнов оставалось ещё пять орудий. Четыре из них были установлены на береговых батареях – на островах Исосаари и Мякилуото, а последнее оставили в качестве запасного. До наших дней дожили три двенадцатидюймовки: одна находится как эспонат музея на острове Куйвасаари, еще две — в башнях форта «Эре», также превращённого в музей.

305-мм орудие с «Генерала Алексеева», установленное на береговой батарее острова Исосаари.

305-мм орудие с «Генерала Алексеева», установленное на береговой батарее острова Исосаари.

Двухорудийная 305-мм башенная установка береговой батареи на острове Мякилуото.

Двухорудийная 305-мм башенная установка береговой батареи на острове Мякилуото.

Весьма причудливая судьба досталась четырём пушкам линкора «Император Александр III», захваченных немцами на пароходе «Нина». Для них фирма «Крупп» изготовила новые станки, позволявшие увеличить угол возвышения до 45 градусов. Эти пушки были установлены на захваченном у англичан острове Гернси в проливе Ла-Манш и стали частью пресловутого «Атлантического вала». Мощная батарея сначала получила название «Нина» — по имени парохода, перевозившего пушки. Позже батарею переименовали в «Мирус» — в честь её погибшего командира, фрегаттен-капитана Мируса.

305-мм орудие батареи «Мирус».

305-мм орудие батареи «Мирус».

Постройка батареи завершилась к концу 1943 года. Летом следующего года её орудия неоднократно открывали огонь по англо-американским кораблям, осуществлявшим снабжение высаженных во Франции союзных войск. А в сентябре под её снаряды попали два американских крейсера. Немцы утверждают, что один из них едва не погиб, но на самом деле корабли, как говорится, отделались лёгким испугом.

Орудие батареи «Мирус», замаскированное под жилой дом.

Орудие батареи «Мирус», замаскированное под жилой дом.

После капитуляции Германии батарея «Мирус» была передана англичанам и впоследствии разобрана.

Разделка 305-мм орудия батареи «Мирус» на металлолом.

Разделка 305-мм орудия батареи «Мирус» на металлолом.