Трагедия Памира // Der Untergang der Pamir

Фильм «Трагедия Памира» основан на реальных событиях. 22 сентября 1957 года в Атлантическом океане потерпел крушение грузовой парусный барк «Памир». Погибли 80 моряков, а спасшихся много лет преследовали страшные картины пережитой трагедии. Специалисты до сих пор спорят о причинах катастрофы.  В августе 1957 года «Памир» вышел из Буэнос-Айреса с грузом ячменя. На борту барка находились 86 человек, в том числе 52 курсанта, которым было по 16-18 лет; для них это было первое дальнее плавание.

Барк «Памир» в английском канале

Памир — немецкий барк постройки 1905 года; последний корабль, совершавший торговые рейсы, огибая мыс Горн; один из двух последних парусных кораблей в регулярной коммерческой эксплуатации; 21 сентября 1957 года попал в ураган Карри и затонул у Азорских островов.

20 сентября «Памир» шел намеченным курсом, в сторону Азорских островов. В тот же день от метеослужб было получено штормовое предупреждение: неподалеку от островов Зеленого Мыса зарождался ураган «Керри», и всем судам, которые могли оказаться в зоне его распространения, рекомендовалось изменить курс и уходить из опасного района. Курс «Памира» как раз пересекал опасную зону……

Но судовладельцев и грузополучателей это не беспокоило. Во-первых, потому, что «Памир», несмотря на возраст, отличался высокой прочностью. Во-вторых, капитаном барка был опытный человек.  Утром 21 сентября дежурный оператор на немецкой береговой радиостанции Норддейх, принял от «Памира» сигнал SOS, повторившийся затем несколько раз подряд. Барк просил помощи.

На третий день в районе бедствия стали находить шлюпки, но все они были пустыми, без единой души. 23 сентября немецкий консул на Азорских островах публично объявил, что «Памир», вероятнее всего, затонул. Из всех членов экипажа только 10-ти курсантам удалось покинуть тонущий корабль на шлюпке, к моменту их спасения в живых осталось только шестеро..

BARK SEDOV

По воспоминания Думмера (бывший кок Пальмиры), это были самые трудные 54 часа в жизни юных моряков с «Памира». Их мучила жажда, пили собственную мочу. У многих начались галлюцинации, сдали нервы. Некоторые «видели» быстроходные катера и самолёты спасателей, другие не могли поверить, что «Памир» утонул, звали врача. Думмер смастерил парус из подручных средств и старался поддерживать порядок, хотя в протекающей шлюпке было полно воды, а вокруг кружили акулы.

«Я был гораздо старше остальных ребят. Я не давал им засыпать, чтобы они не умерли во сне, чтобы мне не остаться одному», — рассказывал он. Думмер и ещё четверо курсантов видели, как их товарищи, потеряв разум, уходили в пучину один за другим. Последним спрыгнул в море Клаус Дрибольд. Это случилось за два с половиной часа до прихода на помощь американского «Сэксена».

Четверо из спасшихся живы до сих пор, но они не поддерживают отношений друг с другом. С тягостными воспоминаниями каждый справляется в одиночку. «Памир» так и остался последним в мире грузовым парусником вплоть до своей гибели. О его истории написаны книги.

Барк «Седов» в роли «Паимра»

В 2005 году немецкий режиссер Каспар Хайдельбах снял художественный фильм «Der Untergang der Pamir» («Гибель «Памира»). Российский парусник «Седов», который в 1989 году был занесен в книгу Рекордов Гиннеса как самое большое парусное учебное судно в мире, выступил в роли немецкого барка «Памир», а команда приняла участие в съемках. Для этого белоснежный корпус барка «Седов» перекрасили. Потому что все парусники судоходной компании «F. Laeisz», к которой относился и «Памир», имели свои отличительные особенности: корпус каждого судна выше ватерлинии был окрашен в черный цвет, ватерлиния и фальшборт — в белый цвет, подводная часть корпуса — в красный цвет, а мачты — в желтый.

На съемочной площадке фильма Der Untergang der Pamir. В роли барка ПАМИР — барк СЕДОВ

До наших дней сохранилось 4 судна: три барка из семейства летающих «P» сохранены и используются как плавучие музеи. В финском городе Мариенхамне стоит «Pommern», в Нью-Йорке — красуется великолепный барк «Peking», в немецком городке Травемюнде — «Passat». Последнее судно этой серии — «Padua», достался после Второй мировой войны СССР, а потом перешел в российское судоходство и сейчас бороздит просторы океанов под названием «Крузенштерн». Он последний действующий «выжиматель ветра», но уже не грузовой…