Типы и классы кораблей

РПКСН «Борей» или проект 955

В англоязычной литературе – например, в известном ежегоднике «Jane’s Fighting Ships», — тип корабля (в данном случае, РПКСН «Борей» или проект 955) обозначается словом "class".

В СМИ часто приходится встречать такие фразы как "подводные лодки класса «Огайо»", "эсминцы класса «Дэринг"… Почему "класса"? Ведь в отечественной системе классификации кораблей чётко сказано, что класс – это подводная лодка, эскадренный миноносец или крейсер, подкласс – тяжёлый или лёгкий крейсер и т.п. А в рамках одного подкласса корабли, имеющие одинаковые конструкцию и ТТХ делятся на типы (проекты). Таким образом, однозначно должно быть "подводные лодки типа «Огайо", "эсминцы типа «Дэринг»".

А причина проста: в английском языке термины "сlass" и "type" применительно к классификации кораблей соответствуют нашим в точности до наоборот. Т.е. слово "сlass" следует переводить как "тип", а "type" — соответственно как "класс". Правда, в последнем случае бывают исключения. Например, проекты немецких подводных лодок по-английски традиционно обозначаются как "type". Скажем, словосочетание "submarine type XXI" имеет три допустимых варианта перевода: ПЛ типа XXI, ПЛ проекта XXI и ПЛ XXI (21-й) серии. Вероятно, это исключение связано с немецкой терминологией: в Германии официальное обозначение типа подлодок — Uboottyp.

Но следует учитывать, что классификация военных кораблей сложилась лишь в конце XIX – начале XX веков. В парусную эпоху слово "класс" практически не применялось, а слово "тип" обозначало прежде всего тип парусной оснастки. То есть тип парусного судна – это фрегат, корвет, бриг и т.д. Однако это не значит, что слово "тип" было идентично появившемуся позже понятию «"класс". Ведь корабли объединяют в классы в первую очередь из-за их одинакового боевого предназначения, а диапазон тактического применения парусных военных судов был куда уже, чем в эпоху механических двигателей (ни торпед, никакой нужды в ПВО и ПЛО и проч.). Поэтому ближайшим к классу было тогдашнее понятие ранга, которое, в свою очередь, определялось лишь числом пушек.

Тут есть ещё один момент: парусные корабли в современном понимании редко бывали однотипными. Даже строившиеся по одним чертежам суда чаще всего имели различное декоративное убранство, что делало их внешне мало похожими. Поэтому когда говорится об однотипных кораблях, часто имеется в виду лишь то, что все они являются, скажем, двухдечными линейными кораблями и относятся к 66-пушечному рангу.

Вот как всё непросто…