Серый борт и белый парус или военные корабли на парусных регатах

Ракетный катер «Бора»

Эпизод регаты регаты OCEAN MEDI CUP 2011. Встреча в море. Ракетный катер «Бора» Р338 («Bora») и парусная яхта «Bavaria 50 Cruiser‎» с бригадой судейства на борту.

Встречи в море бывают самые неожиданные. Например, на недавней регате OCEAN MEDI CUP в октябре 2014 года нас обогнал вот такой огромный серый пароход… Это был американский десантный корабль-док LPD-19 «Меса Верде» («Mesa Verde»), прибывший в Хорватию с официальным визитом по пути из Аравийского моря в США. Кстати, в сентябре на «Меса Верде» в Аденском заливе произошло ЧП: базировавшийся на корабле тяжёлый вертолёт «Супер Стэльен» упал в воду и затонул. СМИ об этом случае не сообщали, так как обошлось без жертв: все находившиеся на борту 25 военнослужащих были спасены.

LPD-19 «Меса Верде» («Mesa Verde»)

Десантно-вертолётный корабль-док LPD-19 «Меса Верде» в Адриатике, октябрь 2014 г.

За день до открытия регаты OCEAN MEDI CUP 2011 в город Мармарис зашёл турецкий ракетный фрегат F494 «Гёкчеада» («Gökçeada»). Это один из восьми бывших американских кораблей типа «Оливер Х. Перри», проданных Турции в 1997-2003 годах. Любопытно, что 13 месяцев спустя, в декабре 2012 года, во время учений в Эгейском море на фрегате F494 «Гёкчеада» вспыхнул сильный пожар. Корабль потерял ход и был отведён в базу на буксире.

Ракетный фрегат F494 «Гёкчеада» («Gökçeada»)

Ракетный фрегат F494 «Гёкчеада» на рейде Мармариса, 29 октября 2011 г.

Ракетный фрегат F494 «Гёкчеада» («Gökçeada»)

Фрегат «Гёкчеада» крупным планом.

На регате OCEAN MEDI CUP 2013 во время гонки по маршруту Бодрум – Книдос курс яхт пересекла турецкая подводная лодка типа «Превезе» («Preveze»). Точно опознать её не удалось, так как наносить на рубки лодок бортовые номера турки перестали. Серия субмарин типа «Превезе» (8 единиц) строилась в Турции по германскому проекту 209/1400 при технической помощи фирмы «Ховальдсверке». Лодки вступили в строй в 1994-2007 годах (постройка серии затянулась из-за разрушительного землетрясения 17.08.1999, нанесшего серьёзный ущерб турецкой промышленности). Кстати, своё название головная субмарина получила в честь морского сражения у Превезе – турки считают его самой крупной своей победой.

Подводная лодка типа «Превезе» («Preveze»)

Подводная лодка типа «Превезе» во время регаты OCEAN MEDI CUP 2013.

Пожалуй, самой "урожайной" на встречи с военными кораблями была регата OCEAN MEDI CUP 2011. Помимо фрегата «Гёкчеада», с нами неоднократно расходились боевые катера турецкого флота, в том числе ракетные. Например, вот этот — Р338 «Бора» («Bora»), один из 9 больших катеров типа «Килич».

Ракетный катер «Бора» («Bora»)

Ракетный катер «Бора» — последний в серии типа «Килич», построенный в 2009 году в Турции по лицензии немецкой фирмы «Люрссен».

Турецкий патрульный катер

Характерный кадр: на встречном курсе – сухогруз и турецкий патрульный катер. Регата OCEAN MEDI CUP, 2 ноября 2011 г.

Турецкие ВМС сегодня едва ли не самые многочисленные в Европе. Но наряду с вполне современными кораблями в его составе встречаются настоящие раритеты сорока- и даже пятидесятилетнего возраста. На регате OCEAN MEDI CUP 2011 мы имели возможность полюбоваться на ракетный катер типа «Карталь» («Kartal»). Это бывший торпедный катер, позже перевооружённый ракетами (норвежскими «Pinguin» Mk.1). Серия из девяти таких катеров была построена по заказу Турции в ФРГ фирмой «Люрссен» в 1967-1970 годах. Любопытно, что один из представителей этого типа — Р325 «Мельтем» («Meltem») – 25 сентября 1985 года затонул в Босфоре после того, как был протаранен советским учебным кораблём «Хасан». Катер позже подняли, но его восстановление посчитали нецелесообразным.

Ракетный катер типа «Карталь» («Kartal»)

Ракетный катер типа «Карталь» и яхта-участница регаты OCEAN MEDI CUP, 3 ноября 2011 г.

Ракетный катер типа «Карталь» («Kartal»)

Ракетный катер типа «Карталь» на фоне греческого острова Сими, 3 ноября 2011 г.

Ещё один турецкий катер-ветеран повстречался в городе Фетхие весной 2011 года в ходе экспедиции в Ливан, организованной телеканалом OCEAN-TV и школой шкиперов «Lord Waters». Это патрульный катер АВ 21 (бортовой номер Р121) – бывший американский PGM 104, построенный ещё в 1967 году.

Турецкий патрульный катер

Патрульный катер АВ 21 в бухте Фетхие, март 2011 г.

Во время парусного похода по Хорватии и Черногории, организованного телеканалом OCEAN-TV в мае 2013 года, нам то и дело попадались корабли бывшего югославского флота. Большинство их находилось в плачевном виде. Например, эта ржавая группа, брошенная под берегом Которского залива.

Югославский флот

Фрегат «Београд» (бывший «Сплит», построен в 1980 г. в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе), малый десантный корабль-минный заградитель DBM241 «Сильба» (построен в Югославии в 1990 г.) и танкер-водолей «Альга».

Немного о кораблях береговой охраны. Хотя они практически во всех странах несут белую окраску, их всё равно правильнее считать военными. Ещё 20-30 лет аналогичные боевые единицы повсеместно числились в составе ВМФ, но по разным причинам (прежде всего, с целью перевода некоторых статей военного бюджета в расходы других ведомств) их "демобилизовали" и подчинили специально созданным структурам гражданских министерств.

Сторожевой катер Береговой охраны Турции

Сторожевой катер Береговой охраны Турции выходит из гавани Тургутрейса 21 октября 2013 г. — в день открытия регаты OCEAN MEDI CUP 2013.

Турецкий катер Береговой охраны

Ещё один турецкий катер Береговой охраны – на полном ходу у берегов полуострова Бозбурун. 25 октября 2013 г.

Турецкий катер Береговой охраны

Катер SG 101 типа KAAN 29 встречает участников регаты OCEAN MEDI CUP 2013 при входе в Бодрум.

Ссторожевой катер «Свети Миховил»

А это сторожевой катер «Свети Миховил» морской полиции Хорватии. Его мы встретили у берегов острова Млет во время регаты OCEAN MEDI LIGHT, 6 мая 2014 г.