Регата Tall Ship Races 2017

Текст и фото: Сергей Балакин

Лес мачт: парусники — участники регаты Tall Ship Races в Турку (Финляндия), июль 2017 г.

Регаты больших парусников Tall Ship Races («Гонки высоких кораблей») имеют давнюю историю. Идея их проведения возникла 80 лет назад. По мере того, как грузовые парусные суда сходили со сцены, а последние из остававшихся в строю переквалифицировались в учебные, возникло предложение организовать их регулярные встречи — своеобразные фестивали. Первый такой сбор состоялся в Стокгольме в 1938 году. Правда, по-настоящему регулярными подобные мероприятия стали в 1950-е годы, после образования международной организации Sail Training Assotiation (STA) – Ассоциации учебных парусников. В 2002 году STA была преобразована в Sail Training International (STI); штаб-квартира организации находится в Англии.

Учебные парусники – участники регаты Tall Ship Races 2017 в порту Котка, Финляндия (слева направо): румынский барк «Mircea» («Мирча») и норвежский корабль «Sorlandet» («Сорландет»)

В течение последних десятилетий регаты Tall Ship Races под эгидой STI проходят ежегодно и по праву считаются одними из самых зрелищных событий в мире. В их программу входят гонки судов в открытом море, а также торжественные парады, спортивные состязания между экипажами, концерты, викторины, красочные фейерверки. В городах, куда заходят парусники, царит атмосфера праздника, набережные заполняют местные жители и многочисленные туристы.

Маршрут регаты Tall Ship Races 2017

В этом году участниками регаты Tall Ship Races стали около 100 парусных судов из 21 страны мира. По правилам, соревнования открыты для любого однокорпусного парусного судна длиной от 9,14 м, при условии, что не менее половины его экипажа составляют молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, а само судно имеет всё необходимое оборудование для обеспечения безопасности плавания.

Барк «Крузенштерн» покидает Котку

Капитан «Крузенштерна» Михаил Ерёмченко. На его столе – свежий номер журнала !OCEAN

Все суда-участники делятся на 4 класса — A, B, C, D. Класс «А» – суда с прямым парусным вооружением (барк, баркентина, бриг, бригантина, корабль) или суда с любым парусным вооружением с общей длиной более 40 м. Класс «В» – суда с традиционным косым парусным вооружением с общей длиной от 9,14 до 40 м. Класс «С» – суда такого же размера, но с современным парусным вооружением, не несущие спинакер. Класс «D» – такие же суда, что и класс «С», но оснащённые спинакером.

Яхта «Акела» — один из самых титулованных участников регаты Tall Ship Races 2017

Особенность нынешней регаты – необычно большое число участников под российским флагом. В классе «А» Россию представляли четырёмачтовые барки «Крузенштерн» и «Седов», фрегат «Штандарт» и корабль «Мир»; в классе «В» — шхуны «Надежда» и «Красотка», в классах «С» и «D» – яхты «Акела», «Варяг», «Лукулл», «Нева», «Русь», «Амур», «Эдвенчер», «Арго», «Аргус», «Былина», «Форвард», «Кареджи» и «Полюс». Кроме того, в Котку из Санкт-Петербурга пришли парусно-гребные капитанские гички «Мечта», «Браво» и «Dignité» («Достоинство»). Первые две построены в рамках проекта «Все в одной лодке» некоммерческого партнёрства «Проект Штандарт», последняя — в рамках проекта Atlantic Challenge Russia.

Капитанская гичка «Dignité» («Достоинство») выходит из Котки

Знаменитые парусники «Крузенштерн», «Седов», «Мир» не нуждаются в представлении. Как и фрегат «Штандарт». А вот о шхуне «Надежда» следует рассказать подробнее. Её первое название –  «Sterna» («Стерна»). Она была построена в Голландии в 1912 году как рыболовное судно. В 1927 году шхуну купил судовладелец из Гамбурга, а в 1936 году она стала личной яхтой героя Первой мировой войны, «последнего парусного корсара» Феликса фон Люкнера. Люкнер переименовал судно в «Seeteufel» («Морской дьявол») и в 1937-1938 годах совершил на нём кругосветное плавание. После войны шхуна была передана по репарациям Советскому Союзу и с 1947 года входила в состав отряда учебных кораблей Подготовительного военно-морского училища, а затем принадлежала Ленинградскому Нахимовскому училищу. У нас она носила имя «Надежда», а с  1958 года — «Ленинград». Шхуна неоднократно участвовала в киносъёмках, много лет была главной участницей городских праздников выпускников «Алые паруса». Сейчас шхуна «Надежда» принадлежит Фонду поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт».

Шхуна «Надежда»

В гонке по маршруту Турку-Клайпеда победителем стал российский фрегат «Штандарт»; он же занял первое место в общем зачёте и среди судов класса «А». Вторую строчку занимает британский бриг «Royalist», третью — шведский бриг «Tre Kronor» — тот самый, что ходит под алыми парусами на празднике выпускников в Петербурге с 2010 года. Однако парусникам предстоит ещё один гоночный этап Клайпеда – Щецин, и окончательные итогу станут ясны после его завершения.

«Штандарт» — реплика одноимённого фрегата петровской эпохи

Хор на юте фрегата «Штандарт»

В дни фестиваля на реке Аура в Турку