Регата на традиционных голландских парусниках

В октябре 2014 года яхтенная ассоциация «Морской ветер» провела в Нидерландах регату на традиционных голландских парусниках.

Регата на традиционных голландских парусниках

Район нашего плаванья был очень необычен. Во-первых, это Ваттово море, южная мелководная часть Северного моря, между материком и Фризскими островами. Море это состоит из прерывистой цепочки ваттов, или, по-другому, осушки, мелководных морских участков, где дно дважды в сутки, во время отливов, появляется из-под воды. Вода при этом может отступать от берега на десятки километров. Для этих вод голландцы придумали суда, которым посадка на мель — не авария, а обычное дело.

Регата на традиционных голландских парусниках

Их главные отличительные особенности — плоское дно корпуса, гафельное парусное вооружение и закругленные доски по бортам — поворотные шверты или по-другому, шверцы. Они заменяют этим лодкам киль. Кроме привычных яхтсменам грота и стакселя, у этих яхт есть третий парус: кливер, который крепится к бушприту.

Регата на традиционных голландских парусниках

У голландцев много подобных типов парусников, очень похожих друг на друга, но отличающихся нюансами конструкций: Лемстерааки, виссерманааки, тъялки… Вот эта яхта — виссерманаак.

Регата на традиционных голландских парусниках

Она строилась по проекту рыбацкой лодки. Большая открытая палуба нужна была, чтобы поместился огромный стол для разделки рыбы. В результате, внутренние помещения у нее невелики: кают-компания и две общие каюты. А вот эта лодка — лемстераак.

Регата на традиционных голландских парусниках

Она ведет свое происхождение от самых первых прогулочных яхт, придуманных в 17 веке голландцами же. У нее очень длинная надстройка, так называемый «павильон». Он работает, как часть палубы и при этом обеспечивает очень высокие потолки во всех помещениях яхты. В общем — комфортная самоходная дача на воде.

Привычное на обычных яхтах деление на двухместные каюты на таких судах – редкость, планировка самая разнообразная. Как правило, одна каюта — двухместная, а остальные – большие, с несколькими спальными полками на разных уровнях. Туалет – один на всю лодку, независимо от количества спальных мест. Зато кают-компания почти всегда просторная, красивая и уютная.

Регата на традиционных голландских парусниках

Раньше эти лодки делали из дерева, а последние сто лет — все больше из стали. Еще царь наш, Петр I, катался на таких по Голландии! Вот так его современник, художник Абрахам Сторк изобразил это на картине «Царь Петр направляется к только что построенному фрегату Петр и Павел».

Регата на традиционных голландских парусниках

В Голландии Петр Алексеевич приобрел себе небольшую яхту. Всем она его устраивала, вот только не нравилось ему стоять перед разводными мостами и ждать, когда их поднимут. А тогда электромоторов не было и мосты поднимали вот так. И царь Петр придумал и сделал на своей яхте складную мачту, чтобы не терять времени!

Регата на традиционных голландских парусниках

Голландцы высоко оценили его нововведение и приняли его в кораблестроители в торжественной обстановке. А такими складными мачтами на яхтах в Нидерландах пользуются до сих пор и мы видели это в нашем путешествии.

Регата на традиционных голландских парусниках

Фото это было сделано в глубине Голландии, куда мы зашли по каналам, уклоняясь от шторма. Там нам открылся странный, очень необычный водный мир. Где игрушечные домики стоят вдоль улиц-каналов.

Регата на традиционных голландских парусниках

Яхты плывут прямо по полям.

Регата на традиционных голландских парусниках

А в канале можно запросто встретить tall ship, парусник с мачтами высотой с многоэтажный дом.

Регата на традиционных голландских парусниках

Управлять традиционными голландскими парусниками гораздо сложнее, чем современными яхтами. Необходимы слаженные действия большого экипажа, минимум из 3-4-х человек.

Регата на традиционных голландских парусниках

На традиционных голландских судах даже обычный поворот – дело непростое. Чтобы переложить огромное деревянное перо руля с одного борта на другой, нужно сделать десяток оборотов тяжелого деревянного штурвала, при этом рулевому приходится приседать, так как бревно гика проносится над головой. Команда в это время должна слаженно поменять рабочий бакштаг, опустить шверт с подветренного борта и выбрать с наветренного. А также поменять шкоты на стакселе и кливере. Тупой нос лодки ударяется о встречную волну, скорость практически не падает благодаря большому весу, но сильно заливается палуба и кокпит, что добавляет острых ощущений.

Голландцев все это не пугает, такие лодки у них очень популярны. Они с удовольствием на них отдыхают и проводят многочисленные регаты.

Голландцы крайне осторожно сдают в аренду без местных капитанов эти яхты, из-за сложностей с их управлением. Но нам повезло. Организатор регаты, яхтенная ассоциация «Морской ветер» договорилась об аренде пяти 15-метровых парусников, будто бы явившихся из прошлых веков. Хотя почему будто бы? Самой старшей яхте в нашей флотилии было 99 лет!

Регата на традиционных голландских парусниках

В результате, все участники нашего путешествия были в полном восторге, прикоснувшись к истории кораблестроения.

Регата на традиционных голландских парусниках