Португальский корабль-музей — фрегат «Дон Фернанду»

фрегат «Дон Фернанду»

Португальский 50-пушечный фрегат «Дон Фернанду II э Глория» («Dom Fernando II e Gloria») не так известен, как, скажем, американский «Конститьюшн» или нельсоновский «Виктори». Тем не менее, это очень интересный корабль-памятник – представитель «золотого века» парусной эпохи. Он прекрасно отреставрирован и входит в пятерку самых старых военных парусников мира.

фрегат «Дон Фернанду»

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» под парусами. Картина из экспозиции Морского музея (Museu de Marinha) в Лиссабоне.

Возможно, что фрегат относительно мало известен из-за того, что он находится несколько в стороне от традиционных туристических маршрутов. Корабль установлен на вечную стоянку в сухом доке в Касильяше – пригороде Лиссабона на левом берегу эстуария реки Тежу. В принципе, от центральной лиссабонской площади Комерсиу до фрегата можно добраться менее чем за полчаса, но для этого надо специально переправляться через Тежу на пароме, что устраивает далеко не всех.

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» даже виден из иллюминатора самолета, когда тот заходит на посадку в аэропорт португальской столицы. Корабль-памятник отмечен красной стрелкой.

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» даже виден из иллюминатора самолета, когда тот заходит на посадку в аэропорт португальской столицы. Корабль-памятник отмечен красной стрелкой.

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» стал последним крупным военным кораблем португальского флота, построенным в Индии.

Ныне популярный курорт Гоа на западном берегу полуострова Индостан на протяжении многих веков принадлежал Португалии. Благодаря наличию поблизости лучшего кораблестроительного материала – индийского тика – в Гоа были созданы верфи, где под руководством европейских инженеров сооружались весьма совершенные корабли, по долговечности не имевшие себе равных. (Между прочим, доживший до наших дней английский 44–пушечный фрегат «Тринкомали» тоже был построен в Индии: его спустили на воду в Бомбее в 1817 году).

Предложение построить большой фрегат для так называемого «Индийского маршрута» (Carreira da India) поступило от губернатора Гоа еще в 1821 году. Три года спустя указ о постройке был включен в военный бюджет и высочайше утвержден королем Жуаном VI (João VI), однако начавшаяся в метрополии смута, переросшая в гражданскую войну, спутала все карты. Начало строительства судна пришлось отложить более чем на полтора десятилетия…

«Дон Фернанду II э Глория» на вечной стоянке в Касильяше.

«Дон Фернанду II э Глория» на вечной стоянке в Касильяше.

Название фрегата «Dom Fernando II e Gloria» весьма необычно и в переводе означает «Дон Фернанду II и Слава». Дон Фернанду II – это Фердинанд II (1816-1885), муж португальской королевы Марии II (1819-1853), принц-консорт Португалии. 31-я королева Португалии Мария II (кстати, ее полное имя Maria da Glória Joana Carlota Leopoldina da Cruz Francisca Xavier de Paula Isidora Micaela Gabriela Rafaela Gonzaga de Áustria e Bragança) заняла трон в январе 1835 года в возрасте 15 лет. Она первый раз вышла замуж за Августа, герцога Лейхтенбергского, но ее несчастный супруг скончался через два месяца после свадьбы. Фердинанд Саксен-Кобург-Готский стал ее вторым мужем в январе 1836 года. Он под именем Фернанду II правил вместе с Марией в качестве короля-консорта и основал новую португальскую королевскую династию. Между прочим, в 1850 году император Николай I наградил Фердинанда II высшей наградой Российской империи — орденом Св. Андрея Первозванного.

А вторая часть наименования корабля – «Слава» — присвоена в честь «Богоматери Славы» — самой популярной святой среди католического населения индийского региона Гоа. М-да… В русском флоте были корабли «Петр I и II», «Захарий и Елисавет», но объединение в одно название короля и богоматери — это, похоже, чисто португальское ноу-хау:)

Носовая фигура фрегата представляет собой скульптурный портрет Фердинанда II.

Носовая фигура фрегата представляет собой скульптурный портрет Фердинанда II.

Фрегат строился в Королевском арсенале города Даман в Португальской Индии под руководством кораблестроителя Жиля Жозе да Консейсана (Gil José da Conceição). На верфи работали как португальцы, так и индийцы. Материалом для постройки служил индийский тик, не подверженный гниению. Древесина доставлялась из расположенного по соседству района Нагар-Авели. 22 октября 1843 года корпус фрегата был спущен на воду и затем отбуксирован в Гоа, где его оснастили рангоутом, такелажем и установили артиллерийское вооружение. Эти работы заняли больше года.

Модель фрегата «Дон Фернанду II э Глория» в экспозиции Морского музея в Лиссабоне.

Модель фрегата «Дон Фернанду II э Глория» в экспозиции Морского музея в Лиссабоне.

50-пушечный фрегат «Дон Фернанду II э Глория» для своего времени был довольно крупным судном. Его водоизмещение составляло 1849 т, длина – 86,75 м, ширина – 12,8 м, осадка – 6,4 м. Поскольку корабль предназначался для дальних плаваний между Португалией и Индией, он имел дополнительные каюты и емкие провизионные кладовые, обеспечивавшие возможность находиться в море без заходов в порты (то есть автономность, если применять современную терминологию) не менее трех месяцев. Обязательным требованием к судну являлась его хорошая мореходность. Подводная часть корпуса была обшита медными листами. Паруса общей площадью 2052,2 кв. м при свежем ветре обеспечивали фрегату скорость порядка 8 узлов. Экипаж в разные периоды службы корабля насчитывал от 145 до 379 человек, но общая вместимость жилых помещений составляла 650 человек. Это позволяло в некоторых рейсах «Индийского маршрута» принимать на борт до 270 пассажиров.

Так фрегат «Дон Фернанду» выглядел в начале соей карьеры. Рисунок с коробки пластиковой модели, выпущенной известной фирмой «Revell».

Так фрегат «Дон Фернанду» выглядел в начале соей карьеры. Рисунок с коробки пластиковой модели, выпущенной известной фирмой «Revell».

В свое первое плавание («девичий вояж») из Индии в Европу «Дон Фернанду» отправился 2 февраля 1845 года с минимальным экипажем в 145 человек (в Гоа ощущалась нехватка моряков). Командовал фрегатом капитан Торкату Жозе Маркеш (Torcato José Marques). 4 июля корабль благополучно прибыл в Лиссабон.

«Дон Фернанду II э Глория» совершил несколько походов по «Индийскому маршруту». В 1852 году он совершил рейс на остров Мадейра, доставив туда нуждавшуюся в лечении принцессу Марию Амелию Бразильскую. А в 1854 году на борту «Дона Фернанду» в Анголу прибыла экспедиция путешественника Антониу да Сильва Порту (António da Silva Porto), которой предстояло пересечь Африку с запада на восток и выйти к Индийскому океану в Мозамбике. В 1855 и 1860 годах фрегат принимал участие в действиях против повстанцев в африканских колониях: перевозил войска, а также лошадей и овец из Южной Африки в Анголу.

В 1865 году «Дон Фернанду II э Глория» стал учебным судном Морского артиллерийского училища, заменив собой старый парусный корабль «Васко да Гама». В течение следующих 13 лет он совершал учебные плавания с кадетами между Лиссабоном и Азорскими островами. В ходе последнего такого рейса, состоявшегося в 1878 году, фрегат спас экипаж американского барка «Лоуренс Бостон» («Lawrence Boston»), на борту которого возник пожар.

За 33 года активной службы «Дон Фернанду II э Глория» оставил за кормой более 100 тысяч миль – это эквивалентно пяти кругосветным плаваниям.

Входной билет на корабль-музей украшает редкая фотография - «Дон Фернанду II» в 1878 году. На билете проштампована и его цена – 3 евро.

Входной билет на корабль-музей украшает редкая фотография — «Дон Фернанду II» в 1878 году. На билете проштампована и его цена – 3 евро.

С 1878 года фрегат по-прежнему служил учебным кораблем Морского артиллерийского училища, но в дальние морские походы больше не ходил. В 1889 году судно было основательно перестроено: парусная оснастка снята, рангоут облегчен, на верхней палубе были сооружены две пары спонсонов, в которых установили современные нарезные пушки разных систем – Армстронга, Круппа и Канэ. «Дон Фернанду» превратился в несамоходное учебно-артиллерийское судно – фактически блокшив.

Страница из португальского иллюстрированного журнала 1904 года – репортаж с борта учебного судна «Дон Фернанду II э Глория».

Страница из португальского иллюстрированного журнала 1904 года – репортаж с борта учебного судна «Дон Фернанду II э Глория».

Карьера «Дона Фернанду» как учебно-артиллерийского судна закончилась в 1938 году, года с него сняли артиллерию и переоборудовали в штабной корабль. В 1940-м он стал штаб-квартирой и учебным блокшивом школы юнг. Несмотря на столетний возраст, корпус фрегата был по-прежнему надежен и прочен. «Дон Фернанду II» являлся своего рода «визитной карточкой» португальского флота; в 1957 году его посетил наследник британского престола принц Филип.

Но 3 апреля 1963 года произошла трагедия: пожар почти полностью уничтожил уникальное судно — от него осталась только подводная часть. К счастью, обошлось без человеческих жертв: всем 137 находившимся на борту кадетам удалось спастись.

Стенд с фотографиями фрегата «Дон Фернанду II э Глория» в экспозиции на борту корабля-музея.

Стенд с фотографиями фрегата «Дон Фернанду II э Глория» в экспозиции на борту корабля-музея.

Пожар на учебном судне «Дон Фернанду II э Глория» 3 апреля 1963 г. Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Пожар на учебном судне «Дон Фернанду II э Глория» 3 апреля 1963 г. Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Подводная часть набора и обшивки сгоревшего фрегата пролежала в речном иле 29 лет, пока не было принято решение восстановить исторический корабль. В январе 1992 года сохранившаяся часть корпуса была поднята на поверхность и введена в сухой док арсенала Алфейте, а в 1993-м перемещена на верфь Рио-Марине в Авейру. Кропотливая работа по восстановлению фрегата заняла пять лет, и 27 апреля 1998 года «Дон Фернанду II э Глория» был вновь зачислен в ранг вспомогательных судов ВМС Португалии.

Корпус фрегата в процессе реконструкции. Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Корпус фрегата в процессе реконструкции. Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Заключительный этап восстановительных работ на фрегате «Дон Фернанду II э Глория». Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Заключительный этап восстановительных работ на фрегате «Дон Фернанду II э Глория». Фото в экспозиции на борту корабля-музея.

Летом 1998 года возрожденный «Дон Фернанду II» занял почетное место у набережной Лиссабона; его восстановление было приурочено к открытию Всемирной выставки ЭКСПО-98. Исторический парусник оказался в центре всеобщего внимания: за время работы выставки его посетило около 900 тысяч человек!

«Дон Фернанду II э Глория» на выставке ЭКСПО-98, фото в экспозиции на борту корабля-музея. Над фрегатом развеваются два португальских флага: современный красно-зеленый и «монархический» бело-синий, под которым парусник плавал до 1910 года.

«Дон Фернанду II э Глория» на выставке ЭКСПО-98, фото в экспозиции на борту корабля-музея. Над фрегатом развеваются два португальских флага: современный красно-зеленый и «монархический» бело-синий, под которым парусник плавал до 1910 года.

Конечно, подлинного в конструкции фрегата осталось немного (фрагменты набора и отдельные детали), фактически это «новодел». Тем не менее, реконструкция судна сделана настолько аутентично, что ступая на его палубу, ощущаешь себя на борту современником гончаровской «Паллады» и кораблей Нахимова…

Судовой колокол с гербом и наименованием фрегата.

Судовой колокол с гербом и наименованием фрегата.

Вооружение фрегата включало 50 чугунных дульнозарядных гладкоствольных орудий. На нижнем деке (закрытой палубе) стояли 28 18-фунтовых пушек, на верхней палубе – 20 32-фунтовых карронад и 2 длинноствольные 12-фунтовые погонные (предназначенные для погони, то есть стрельбы вперед) пушки.

Одно из двух 12-фунтовых погонных орудия на верхней палубе. По давней традиции станки орудий на военных парусниках окрашиваются в красный цвет – чтобы в бою брызги крови на них были не так заметны.

Одно из двух 12-фунтовых погонных орудия на верхней палубе. По давней традиции станки орудий на военных парусниках окрашиваются в красный цвет – чтобы в бою брызги крови на них были не так заметны.

На верхней палубе фрегата установлены 32-фунтовые карронады. Обратите внимание на «дымчатый» оттенок палубы – она сделана из настоящего тика.

На верхней палубе фрегата установлены 32-фунтовые карронады. Обратите внимание на «дымчатый» оттенок палубы – она сделана из настоящего тика.

Карронады могли стрелять на небольшую дистанцию тяжелыми ядрами или картечью. Это было мощное оружие ближнего боя. В случае необходимости карронады могли вести ретирадный огонь – для этого в кормовом наклонном транце имеются специальные порты.

Штурвал у бизань-мачты. Справа виден начищенный до блеска латунный нактоуз компаса.

Штурвал у бизань-мачты. Справа виден начищенный до блеска латунный нактоуз компаса.

На фрегате отлично восстановлены многочисленные мелочи – например, на внутренней стороне фальшборта находится весь артиллерийский инвентарь (банники и прочее). Или клетки для домашней птицы: из-за отсутствия холодильников часть продовольствия экипажу приходилось брать «живьем».

Фрагмент верхней палубы и клетка для домашней птицы.

Фрагмент верхней палубы и клетка для домашней птицы.

Еще один пример великолепной реконструкции: фок-мачту окружают аутентичные битенги с кофель-нагельными планками и даже кадки с водой!

Еще один пример великолепной реконструкции: фок-мачту окружают аутентичные битенги с кофель-нагельными планками и даже кадки с водой!

Шпиль английского типа со сверкающей надраенной медью.

Шпиль английского типа со сверкающей надраенной медью.

Удаленность фрегата «Дон Фернанду» от основных туристических достопримечательностей Лиссабона имеет одно преимущество: в отличие от, скажем, «Виктори» или «Катти Сарк», палубы корабля всегда пустынны, а толпы посетителей не мешают фотографировать. Вот так, например, выглядит батарейная палуба.

Батарейная палуба фрегата.

Батарейная палуба фрегата.

Внутренние помещения фрегата оживляют манекены, облаченные в форму середины XIX века. У нижних чинов вместо тельняшек — рубашки с горизонтальными полосами. Считается, что когда матросы работают на реях, эти полосы делают их более заметными на фоне парусов.

Манекены изображают прислугу 18-фунтового орудия нижнего дека.

Манекены изображают прислугу 18-фунтового орудия нижнего дека.

Комендоры 18-фунтового орудия в рубашках с горизонтальными полосами.

Комендоры 18-фунтового орудия в рубашках с горизонтальными полосами.

Провинившихся матросов приковывали цепями к пиллерсам прямо в батарейной палубе.

Провинившихся матросов приковывали цепями к пиллерсам прямо в батарейной палубе.

Кок на камбузе. Печь в батарейной палубе и пороховые заряды орудий – опасное соседство, но оно в парусную эпоху было вынужденным.

Кок на камбузе. Печь в батарейной палубе и пороховые заряды орудий – опасное соседство, но оно в парусную эпоху было вынужденным.

Команда фрегата обедала на съемных полуподвесных столах.

Команда фрегата обедала на съемных полуподвесных столах.

Бытовые условия офицеров и нижних чинов в военных флотах парусной эпохи разительно отличались. Как и в большинстве стран того времени, португальские морские офицеры были дворянами и даже в суровых условиях океанского плавания не могли представить себе обед без хрусталя, фарфора и столового серебра.

Кают-компания: сервировка стола.

Кают-компания: сервировка стола.

Нижние чины фрегата спали в гамаках.

Нижние чины фрегата спали в гамаках.

По традиции, идущей со времен абордажных боев, в батарейной палубе имелись пирамиды с холодным и огнестрельным оружием. На фрегате «Дон Фернанду» экипаж был вооружен капсюльными ружьями.

Оружие для абордажного боя в батарейной палубе.

Оружие для абордажного боя в батарейной палубе.

Ныне фрегат «Дон Фернанду II э Глория» стоит в доке с частично демонтированным рангоутом. Такелаж нуждается в текущем ремонте, поэтому снятые реи и брам-стеньги сложены рядом с судном на берегу.

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» в доке.

Фрегат «Дон Фернанду II э Глория» в доке.

Бушприт с точно восстановленным стоячим такелажем – наглядное пособие для моделиста!

Бушприт с точно восстановленным стоячим такелажем – наглядное пособие для моделиста!

По штату фрегат «Дон Фернанду II э Глория» нес на борту 5 шлюпок четырех разных типов. Все они в точности воссозданы, но ныне три из них стоят на берегу рядом с судном.

Шлюпки у борта фрегата.

Шлюпки у борта фрегата.

На военных парусниках XIX века крышки портов обычно уже не поднимались вверх, а состояли из двух половин, раскрывавшихся в разные стороны. А подводная часть корпуса обязательно обшивалась медными листами – медь защищала от древоточца и меньше обрастала водорослями и ракушками.

Кормовая часть фрегата. Полукруглая «веранда» - это штульцы, офицерский гальюн.

Кормовая часть фрегата. Полукруглая «веранда» — это штульцы, офицерский гальюн.

Вид на руслени вант и орудийные порты.

Вид на руслени вант и орудийные порты.