Пароход-змея

шарнирно-сочленённый пароход Коннектор

Шарнирно-сочленённый пароход «Коннектор».

Угольщик «Коннектор» («Connector») по праву претендует на то, чтобы считаться одним из самых необычных судов, когда-либо выходивших в море. Он был построен в Англии в 1853 году, имел водоизмещение 2032 тонн и предназначался для перевозки угля из Ньюкасла в Лондон.

Корпус парохода состоял из трёх самостоятельных секций, соединённых между собой мощными шарнирами. В кормовой секции располагалось машинное отделение, а первые две представляли собой несамоходные баржи, которые по прибытии в порт отсоединялись и ставились к причалу под погрузку. Их место занимали две другие, уже загруженные углём, и «Коннектор» немедленно отправлялся в обратный рейс. Таким образом, за счёт сокращения простоев в порту, владевшая необычным судном компания планировала получить солидную экономию средств.

шарнирно-сочленённый пароход Коннектор

Схема «коленчатого» или «суставного» парохода. Иллюстрация из журнала «Морской сборник», №11 за 1857 г.

На волнении шарнирно-сочленённый корпус парохода извивался, как змея, ввергая в смятение всех наблюдавших его со стороны. Однако именно шарниры оказались самым слабым местом проекта. Килевую качку они переносили хорошо, но бортовая создавала в них слишком большие напряжения. Да и присоединить секции друг к другу в акватории порта оказалось непросто — этому мешала даже совсем небольшая качка.

В итоге «Коннектор» после нескольких пробных рейсов был поставлен на прикол. А заложенные в его конструкцию идеи век спустя воплотились в так называемых морских баржебуксирных составах (ББС). Концептуально ББС отличаются от "парохода-змеи" лишь тем, что все секции — баржи и буксир — находятся в жёсткой сцепке. Технологии XIX века обеспечить такого, увы, не могли.