Панамский канал: цифры и факты

Панамский канал

Панамский канал отмечает юбилей: ему исполнилось 100 лет. Это сложнейшее гидротехническое сооружение современники не без оснований называли одним из чудес света нового времени.

На первый взгляд, длина собственно Панамского канала — от глубокой до глубокой воды – не так велика – всего 65,2 км плюс 16,4 км по дну мелководных бухт. Однако водораздельный участок канала длиной 51 км, включающий искусственное озеро Гатун, лежит на высоте 25,9 м над уровнем моря. И для того, чтобы поднять крупнотоннажные суда на такую высоту, потребовалось создать уникальную систему шлюзов. Поскольку трафик через канал чрезвычайно велик, шлюзы работают круглосуточно с максимальной производительностью. Ныне среднее время прохождения судов из одного океана в другой составляет 7–8 часов.

Схема Панамского канала

Строительство канала продолжалось с перерывами 33 года – с 1881-го по 1914 год. Начинала работы французская компания, но в 1887 году она обанкротилась. В 1903 году права на строительство приобрели США, и после долгой паузы работы возобновились. Первое судно — пароход «Энкон» — прошло через канал 15 августа 1914 года, однако официально водная магистраль была открыта только 12 июня 1920 года.

Строительство Панамского канала

Пароход «Энкон»

Пароход «Энкон» — первое судно, прошедшее через Панамский канал 15 августа 1914 г.

Французская компания, начинавшая строительство, осуществила выемку 23 млн куб. м земли, североамериканцами — еще 208 млн куб. м. Общая стоимость сооружения Панамского канала, по наиболее правдоподобным оценкам, составляет около 640 млн долларов. Для сравнения: в ценах начала ХХ века крейсер «Варяг» стоил примерно 2,2 млн, лайнер «Титаник» — 7,5 млн долларов.

Американцы при производстве земляных работ впервые широко использовали новейшую технику. В частности, на строительство канала было отправлено более ста паровых экскаваторов, включая 105-тонные с объемом ковша в 4,2 куб. м.

На первом этапе строительства канала, в 1881-1887 годах, от малярии и желтой лихорадки умерло около 20 тыс. рабочих. В начале ХХ века человечество достигло определенного прогресса в борьбе с болезнями, но все равно за десять лет, с 1904-го по 1914 год, среди строителей было зафиксировано 5609 смертей. Таким образом, за каждый километр Панамского канала пришлось заплатить жизнями почти 400 человек…

Строители Панамского канала

Испанские рабочие — строители Панамского канала, начало 1900-х гг.

Чтобы разрушить последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов в районе городка Гамбоа, использовали заряд в 20 тонн динамита. Взрыв осуществил лично президент США Вудро Вильсон, нажавший кнопку утром 13 октября 1913 года. Примечательно, что он сделал прямо в кабинете Белого рома – для этого в Вашингтон был специально проведен электрический кабель длиной в 4 тыс. км!

Открытие Панамского канала сократило путь из Сан-Франциско в Нью-Йорк в 2,5 раза, а из Сан-Франциско в Европу — на 42%.

Размер шлюзов канала – 305 х 33,5 м; соответственно, максимальные габариты судов, не могут превышать 294 м в длину и 32,3 м в ширину. Американцам долгое время приходилось ограничивать размеры кораблей своего ВМФ (в частности, авианосцев) именно этими цифрами. Первым боевым кораблем, не соответствующим этому требованию, стал авианосец «Мидуэй». Ныне океаны бороздят более трехсот кораблей и судов, для которых проход Панамским каналом невозможен. Это – супертанкеры, крупные контейнеровозы, атомные авианосцы и наиболее крупные круизные лайнеры.

Американский линкор «Нью-Джерси»

Американский линкор «Нью-Джерси» в Панамском канале.

Панамский канал, парные шлюзы Мирафлорес

Панамский канал, парные шлюзы Мирафлорес.

В 2007 году начались работы по расширению Панамского канала. По завершении работ его пропускная способность возрастет вдвое — с 300 до 600 млн т в год. Работы планируется завершить в декабре 2015 года, их стоимость составит 5,25 млрд. долларов. Однако эти затраты должны быстро окупиться: ожидается, что после реконструкции канала Панама будет ежегодно получать за транзит судов примерно 2,5 млрд. долларов, а к 2025 году доходы по прогнозам достигнут четырех миллиардов.