ОСК. Погружение в аквакосмос

Георгий Полтавченко: Военное кораблестроение — это конек корпорации. Но в ближайшее время главным постепенно станет и развитие гражданской составляющей кораблестроения. Фото: Пресс-служба ОСК

Представляем выдержку из большого интервью  председателя совета директоров акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация» Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) Георгия Полтавченко «Российской газете».

Полный текст интервью читайте тут

На нашем сайте мы опубликуем только ту часть, которая касается Мирового Океана.

» — Каким вы видите перспективное развитие корпорации на ближайшие 5-7-10 лет? На что следует сделать акцент, какие направления в судостроении будут востребованы в ближайшие годы?

— … Хотел бы обратить внимание и на такие особо важные направления, по которым корпорация уже работает или приложит свои компетенции в самом ближайшем будущем. К примеру, развитие Арктики, это очень серьезный вопрос. Мы уже сейчас строим самые современные ледоколы и суда ледового класса — как военные, так и гражданские. Не менее масштабная задача — это рыболовный флот России. Его создание практически с нуля после распада Советского Союза — это серьезный проект, поддержанный на уровне президента и правительства, и он уже активно реализуется.

Мы сейчас строим и проектируем большое количество рыболовецких траулеров, рыбообрабатывающих и морозильных судов. Мощный рыболовный флот — это одна из основ продовольственной безопасности России, и его создание — важнейший приоритет ближайших 10-15 лет.

Хотел бы еще отметить и такое фантастическое, казалось бы, направление, как исследование аквакосмоса. То есть погружение в глубины Мирового океана и поиск новых ресурсов, глубокие научные исследования того, что скрыто от нас под толщей воды.

Для Петербурга переезд штаб-квартир крупных компаний — это всегда налоговые поступления, кадровый ресурс и, конечно же, повышение статуса и престижа второго города страны

— Аквакосмос? Необычный термин. И красивый…

Работа с биоресурсами Мирового океана — это сегодня уже не фантастика, а объективная реальность ближайшего будущего.

—  Согласен. Океан как космос, до которого мы можем дотянуться. Этот термин используют ученые-океанографы, а вот в судостроении пока нет такого специального направления. Но связанные с ним компетенции уже сейчас есть у корпорации, и мы их, безусловно, будем совершенствовать.

Уверен, что будущее — за развитием подводных спускаемых аппаратов для максимально подробного изучения морских глубин. У нас множество проектных бюро крайне успешно работают по подводной тематике в рамках военных заказов, но их обширные наработки можно оперативно применить и в научном исследовании Мирового океана. Вот, кстати, совсем недавно, 9 мая этого года, разработанный ЦКБ «Рубин» автономный необитаемый подводный аппарат «Витязь» впервые совершил погружение на дно Марианской впадины. В честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне аппарат установил на дне впадины юбилейный вымпел. Глубина погружения аппарата составила 10 028 метров. Кроме установки памятного вымпела, он провел многочисленные гидрологические исследования, совершил картографическую съемку, взял пробы океанской воды.

Одним словом, наработок и ресурсов для продолжения работ по подводной тематике аквакосмоса у нас также достаточно, поэтому ни минуты не сомневаюсь, что работа с биоресурсами Мирового океана — это сегодня уже не фантастика, а объективная реальность ближайшего будущего.

— Недавно «Российская газета» и «Санкт-Петербургские ведомости» под эгидой Союза журналистов России дали старт общероссийскому журналистскому проекту «Адаптация», в рамках которого журналисты предложили самым авторитетным российским ученым и специалистам-практикам осмыслить глобальные последствия пандемии. Девиз проекта — «Думаем о том, что потом». Задумываются ли в ОСК о том, как должны измениться после пандемии отрасль и технология судостроения — как гражданского, так и военного? Какие практические уроки преподал судостроителям этот мировой кризис?

 Пока достаточно сложно прогнозировать ситуацию на мировом рынке судостроения, однако хотел бы обратить внимание на то, что, с одной стороны, мы имеем полномасштабный мировой финансовый кризис, грозящий рецессией мировой экономики. Но, с другой стороны, с учетом стремительно развивающейся и ежедневно меняющейся ситуации в Европе и Азии нельзя исключать, что могут открыться новые, ранее не прогнозируемые окна возможностей для наших предприятий и российских судостроительных компетенций. И такие рыночные перспективы, в случае их появления, нельзя будет упускать из виду.

Так уж получилось, что 2020 год стал определенным образом неким рубежом для мирового и отечественного судостроения. Когда старые схемы и подходы могут измениться в мире после пандемии, а новые методы работы и идеи — выстрелить и стать максимально востребованными на рынке судостроения. Поэтому мы в ежедневном режиме следим за мировыми судостроительными новостями и понимаем, что сейчас можем сделать существенный рывок вперед, если грамотно определим стратегические цели и поставим соответствующие задачи.

Хотел бы обратить внимание, что мировой опыт судостроения последних лет как раз опирается на объединение предприятий и ресурсов в крупные корпорации и холдинги с четкой цепочкой поставщиков и контрагентов. Это сегодня действительно тренд. ОСК с самого начала строила свою работу именно в рамках этих идей. И именно поэтому мы в целом хорошо себя чувствуем на мировом рынке военного судостроения. Теперь наступает время подтягивать и гражданскую составляющую. Тут у нас, конечно, много конкурентов. Это в первую очередь Китай и Южная Корея. Но любой кризис, рыночный кризис — это не только сиюминутные проблемы, это и широкое поле возможностей в будущем.

Тот, кто заходит в проекты на сложном, иногда падающем рынке, потом в итоге выходит победителем, кратно увеличивая как свое присутствие в заказах, так и их будущий портфель. Так что, несмотря на остроту текущего момента, мы крайне оптимистично смотрим в будущее. И я не сомневаюсь, что корпорация и предприятия, входящие в нее, будут уверенно двигаться вперед, через все рыночные штормы, всегда уверенно держа курс на активное и динамичное развитие российского военного и гражданского судостроения»