«Коста Конкордия»: как это было

Лайнеру «Коста Конкордия» («Costa Concordia») принадлежит печальный рекорд: это самое большое пассажирское судно из всех когда-либо погибших в результате кораблекрушения. Мы уже рассказывали про самую большую в истории семимачтовую шхуну «Томас Лоусон»  (http://ocean-media.su/nevezuchij-velikan-thomas-w-lawson) и про мистическое предсказание её судьбы.

01-costa concordia

Шхуна погибла в пятницу 13-го числа, а один из романов, написанный миллионером Томасом Лоусоном, имя которого она носила, назывался «Пятница, тринадцатое число» («Friday the Thirteenth»). Так вот, «Коста Конкордия» тоже погибла в пятницу и тоже 13-го числа!

Лайнер «Коста Конкордия», проектное изображение

Лайнер «Коста Конкордия», проектное изображение

Круизный лайнер «Коста Конкордия» был построен на итальянской верфи Fincantieri в Сестри Поненте (пригород Генуи) в 2006 году по заказу компании Costa Crociere. На тот момент в мировом рейтинге это было 10-е по величине пассажирское судно и крупнейшее у компании Costa. «Коста Конкордия» стала головным судном в серии из шести единиц.

«Коста Конкордия» в море

«Коста Конкордия» в море

Изначально компания Costa, основанная предпринимателем Джакомо Костой ещё в 1854 году, была итальянской, но в 1997 году стала интернациональной, а в 2000 году её приобрёл американский круизный консорциум Carnival. Тем не менее, суда компании продолжали плавать под итальянским флагом, а их командный состав комплектовался по-прежнему преимущественно из итальянцев.

«Коста Конкордия» в порту

«Коста Конкордия» в порту

Контракт на постройку судна был подписан 19 января 2002 года. Контрактная стоимость составляла 450 млн евро. Спуск на воду состоялся 2 сентября 2005 года, приёмный акт был подписан 30 июня 2006-го. На церемонии крещения «Коста Конкордии», прошедшей семь дней спустя, крёстной матерью выступила чешская супермодель Ева Герцигова. Символично, что бутылка шампанского, брошенная в борт чешской дивой, не разбилась, что посчитали дурной приметой..

Ева Герцигова на церемонии крещения «Коста Конкордии». Чивиттавеккья, 7 июля 2006 г.

Ева Герцигова на церемонии крещения «Коста Конкордии». Чивиттавеккья, 7 июля 2006 г.

«Коста Конкордия» имела 13 палуб; наибольшая длина судна составляла 290,2 м, ширина — 35,5 м, осадка — 8,2м, валовая вместимость — 114 147 брт. Комбинированная дизель-электрическая силовая установка включала 6 дизель-генераторов общей мощностью 102 780 л.с. и два электродвигателя мощностью по 21 МВт. Максимальная скорость равнялась 23 узлам, эксплуатационная – 19,6 узла.

В полутора тысячах комфортабельных кают разных классов (площадью от 16,7 до 44,8 кв.м) могли разместиться 3780 пассажиров. Все каюты были оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, ванной комнатой и туалетом. Кроме того, имелись 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр, казино, симулятор «Формулы-1». Собственный экипаж судна насчитывал 1100 человек.

«Коста Конкордия» в июле 2006 г.

«Коста Конкордия» в июле 2006 г.

«Коста Конкордия». Зона отдыха и джакузи

«Коста Конкордия». Зона отдыха и джакузи

В свой первый рейс «Коста Конкордия» отправилось 14 июля 2006 года и в течение нескольких лет эксплуатировалось на круизных линиях в Западном Средиземноморье. Вечером 13 января 2012 года судно вышло из порта Чивиттавеккья направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, лайнер задевает левым бортом каменный риф и получает подводную пробоину длиной 53 м (с 52-го шпангоута до 125-го). Пять отсеков, с третьего по восьмой, быстро заполняются водой, главные двигатели останавливаются. «Коста Конкордия» успевает пройти по инерции чуть более километра и разворачивается носом к гавани Джильо. Затем под действием ветра она дрейфует и примерно в 10 часов вечера садится на мель в непосредственной близости от берега. Судно, рассчитанное на сохранение плавучести лишь при затоплении двух отсеков, начинает тонуть с креном на правый борт.

Схема курса лайнера из Чивиттавеккьи и его движения у острова Джильо

Схема курса лайнера из Чивиттавеккьи и его движения у острова Джильо

Italy Cruise Aground

«Коста Конкордия» начинает тонуть. Крен на правый борт, вероятно, образовался из-за свободного переливания воды внутри затопленных отсеков

«Коста Конкордия» начинает тонуть. Крен на правый борт, вероятно, образовался из-за свободного переливания воды внутри затопленных отсеков

Катастрофа лайнера казалась необъяснимой. Всеобщее недоумение можно понять:  «Коста Конкордия» ходила мимо острова Джильо раз в неделю, то есть 52 раза в год, и каким образом она ухитрилась налететь на каменный риф? Почему лайнер  отклонился  от своего курса на 3—4 мили?

Впоследствии капитан круизного судна Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к острову Джильо и поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни. Суд признал эту версию наиболее вероятной, хотя Скеттино позже менял свои показания. В частности, он утверждал, что его вынудил изменить курс менеджер компании Carnival, но это заявление не подтверждалось фактами.

Капитан «Коста Конкордия» Франческо Скеттино

Капитан «Коста Конкордия» Франческо Скеттино

На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. В числе пассажиров были 108 россиян, 45 граждан Украины, 7 граждан Молдовы, 3 — Казахстана и 3 — Беларуси. Кроме того, трое наших соотечественников являлись членами экипажа лайнера.

Операция по спасению людей была организована из рук вон плохо. Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.

Italy Cruise Aground

«Коста Конкордия» затонула в непосредственной близости от берега

«Коста Конкордия» затонула в непосредственной близости от берега

Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.

12-costa concordia_f

Спасательные работы утром 14 января

Спасательные работы утром 14 января

Огромный камень, застрявший в пробоине левого борта. 14 января 2012 г.

Огромный камень, застрявший в пробоине левого борта. 14 января 2012 г.

15_95c64281

Левый борт лайнера. Видны шлюпбалки с опущенными талями и надувной плот спасателей. На переднем плане – плавник активного успокоителя качки

Левый борт лайнера. Видны шлюпбалки с опущенными талями и надувной плот спасателей. На переднем плане – плавник активного успокоителя качки

Пассажиров, оказавшихся на острове Джильо, разместили в местной церкви, школе и других помещениях, где было хоть немного свободной площади. Местные жители как могли помогали потерпевшим крушение, приносили им еду, одеяла, тёплые вещи. Тем временем спасатели не прекращали работы, пытаясь найти людей внутри судна, в том числе в подводной части в образовавшихся воздушных мешках. Их старания оказались не безуспешными: 14—15 января были найдены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи и один итальянец — член экипажа лайнера.

Nave Costa, i palombari del Gos a lavoro con i Vigili del Fuoco

Водолазы обследуют «Коста Конкордию» в первые дни после катастрофы

Водолазы обследуют «Коста Конкордию» в первые дни после катастрофы

Жертвами катастрофы стали 32 человека. Поиск тел продолжался долго — останки самого последнего пропавшего были обнаружены лишь в ноябре 2013 года. 1 февраля 2014 года скорбный список пополнился ещё одним человеком — во время работ по подъёму судна в результате несчастного случая погиб водолаз.

Полузатонувшая «Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на камнях острова Джильо

Полузатонувшая «Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на камнях острова Джильо

«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. На остров Джильо устремился поток туристов. В ближайшем городке Сан-Стефано, расположенном на материке, туроператоры делали бизнес – продавали билеты на экскурсии к месту трагедии. Однако жителей острова корпус корабля, ставший могилой, не радовал. К тому же они опасались, что из танков лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты. Поэтому они пригрозили компании Costa Crociere судом, если полузатонувший корабль не будет своевременно убран.

19-costa-conc

19а-costa concf114

Turisti fanno il bagno di fronte alla Costa Concordia

«Коста Конкордия» надолго превратилась в местную достопримечательность

«Коста Конкордия» надолго превратилась в местную достопримечательность

На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII—XIX веков, в частности, работы Кацусики Хокусая. На «Коста Конкордии» также имелось богемское стекло XIX века, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах. Поэтому силы Береговой охраны и карабинеры охраняли судно от посягательств мародёров. Тем не менее, итальянские СМИ ещё в марте 2012 года сообщили о хищении корабельного колокола.

Аквалангист отряда спасателей у затонувшего лайнера. Судовой колокол ещё на месте

Аквалангист отряда спасателей у затонувшего лайнера. Судовой колокол ещё на месте

Работы по откачке из танков 2300 т топлива, масла и нечистот завершились 24 марта 2012 года. Через месяц было объявлено, что тендер на работы по подъёму и эвакуации судна выиграла американская компания Titan Salvage. Первоначально предполагалось, что операция займёт от семи до десяти месяцев. На деле получилось заметно больше, так как потребовался большой объём подготовительных работ. Под днищем судна была построена подводная платформа, на левом борту смонтировали специальные понтоны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить лайнер на ровный киль.

Схема постановки лайнера на ровный киль

Схема постановки лайнера на ровный киль

An aerial view shows the Costa Concordia as it lies on its side next to Giglio Island taken from an Italian navy helicopter

An aerial view shows the Costa Concordia as it lies on its side next to Giglio Island taken from an Italian navy helicopter

«Коста Конкордия» перед началом подъёма

«Коста Конкордия» перед началом подъёма

19-часовая операция по выпрямлению и подъёму лайнера была осуществлена 16-17 сентября 2013 года. Судно было поставлено на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов-противовесов. Затем к правому борту была подведена платформа с аналогичными понтонами. После осушения всех понтонов остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.

Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 млн евро.

«Коста Конкордия» в процессе подъёма

«Коста Конкордия» в процессе подъёма

Сильно поврежденный правый борт лайнера за полтора года нахождения под водой покрылся тиной и водорослями

Сильно поврежденный правый борт лайнера за полтора года нахождения под водой покрылся тиной и водорослями

«Коста Конкордия» оставалась у острова Джильо ещё 10 месяцев, и только в конце июля 2014 года её отбуксировали для утилизации на верфь в Сестри Поненте – туда, где судно было построено 8 лет назад. Предполагалось, что работы по разделке корпуса на металл займут 22 месяца и закончатся весной 2016 года.

A Grimaldi lines ship sails in front of the cruise liner Costa Concordia during the refloat operation maneuvers at Giglio Island

Буксировка поднятого лайнера в Геную (Сестри Поненте), 23 июля 2014 г.

Буксировка поднятого лайнера в Геную (Сестри Поненте), 23 июля 2014 г.

«Коста Конкордия» в акватории порта Сестри Поненте, 27 июля 2014 г.

«Коста Конкордия» в акватории порта Сестри Поненте, 27 июля 2014 г.

Главным и фактически единственным виновником катастрофы суд признал капитана «Коста Конкордии» Франческо Скеттино. Его обвинили в халатности, непреднамеренном убийстве 32 человек и в том, что покинул свой корабль до эвакуации всех пассажиров. Однако Скеттино многие из предъявленных ему обвинений отрицал, проявляя чудеса изворотливости. В частности, он утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом он пытался переложить на рулевого-филиппинца, который якобы из-за плохого знания языка слишком медленно выполнял команды… Своё бегство в самом начале эвакуации он объяснял на суде следующим образом: «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там».

Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат, но Скеттино, по мнению знавших его людей, и в трезвом виде отличался недисциплинированностью и несвойственной его возрасту (51 год) бесшабашностью. Один из его сослуживцев сказал: «Он бы даже автобус вёл как «Феррари»!

12 февраля 2015 года суд города Гроссето признал Скеттино виновным и приговорил его к 16 годам тюрьмы.

Общий ущерб от гибели «Коста Конкордии» для компании-судовладельца составил примерно 1,5 млрд евро. И это, разумеется, без учёта репутационных потерь.

На помещённых ниже фотографиях можно сравнить интерьеры лайнера – до катастрофы и после двухлетнего пребывания под водой:

29-00011950

30-2730155

31-hutten_s_

32-п

33-10552966_large

34--п

35-Costa Concordia_ю09

36-lujoconcordia2

37-Costa Concordia_ю02

38-172423158

38а-Costa Concordia_ю10

39-costac998ev

40-Costa Concordia_ю08

41-Costa Concordia_ю12

42-Costa Concordia_ю13

43-Costa Concordia_ю07


Текст: Сергей Балакин