КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХ МАЧТОВОГО БАРКА «СЕДОВ»

БАРК СЕДОВ. Фот А Подколзин

Корпус корабля стальной клепаный, с полубаком и удлиненным ютом. При модернизации 1936 г. ют соединили со средней надстройкой, что несколько «утяжелило» корпус, но не лишило судно былой грациозности. Корпус набран по поперечной системе. Наружная обшивка, выполненная также из стали, имеет толщину 14—16 мм. Корпус имеет две непрерывные палубы: главную и нижнюю (твиндечную). Платформы над диптанками встроены при дооборудовании в бывшие четыре грузовых трюма. Корпус судна разделен шестью водонепроницаемыми переборками на семь отсеков. Стальной кованый форштевень имеет форму клиперштевня. Корма эллиптической формы, ахтерштевень стальной литой с рудерписом и ограждением полубалансирного руля. После модернизации на паруснике установлен винт фиксированного шага диаметром 2200 мм с четырьмя съемными лопастями. Сечение наружного брускового киля 75X250 мм.

Общее расположение: вид сверху и план палуб барка «Седов»

 Верхняя палуба покрыта сосновым настилом. Первая из двух рубок, установленных на верхней палубе шкафута, включает в себя помещение медицинской службы. Вторая рубка учебная штурманская, на 12 постов. Верх первой рубки приспособлен под ходовой мостик курсантов. На верхней палубе удлиненного юта сохранена прежняя рубка, включающая в себя штурманскую и жилой блок капитана, наверху — ходовой мостик. Позади второй грот-мачты расположена еще одна рубка, вмещающая в себя радиорубку и рубку дежурного по кораблю. Позади би-зань-мачты и на корме размещены два световых люка.

«Седов» покидает Амстердам, 23 августа 2015 г.

При капитальном переоборудовании на судне установили электрический брашпиль. Судно имеет два становых якоря традиционного для парусников адмиралтейского типа массой по 3,5 т. Масса запасного, хранящегося у переборки полубака, стоп-анкера 1250 кг, масса верпа на корме 500 кг. Якорные цепи цельнолитые с контрафор-сами калибра 57 мм длиной по 250 м каждая. Кат-балка с кат-талями установлена на полубаке. На палубе предусмотрены шкотовые шпили фок- и грот-мачт для осаживания галсов и обтягивания шкотов нижних парусов.
Основной пост управления рулем расположен на приподнятом банкете открытой палубы юта перед ходовым мостиком. Механизм ручного привода — посаженные на один вал штурвалы красного дерева диаметром 1,8 м. Ручная рулевая машинка состоит из шестеренной передачи и цилиндра, на который наматываются концы штуртроса.

Основные характеристики барка «Седов»

Длина между перпендикулярами, м………………..97,90
Ширина по миделю, м……………………………………..14,66

Высота, м

  • борта…………………………………………..8,74
  • брускового киля…………………………0,25

Осадка максимальная с килем, м………………….7,52
Водоизмещение полное, т…………………………..7320,0
Дедвейт, т……………………………………………………..5340,0
Масса судна порожнем, т……………………………1980,0

Вместимость, per. т
валовая (построечная) ……………………..3709,0
чистая (построечная) ………………………2972,0

Число Брюса…………………………………..3,34

Мощность вспомогательного дизеля, л. с.
построечная…………………………………………500
после переоборудования в 1980 г……….1080

Скорость, уз
под парусами (максимальная практически достигнутая) 14,2
под машиной в штиль (построечная)…………..5,0
(после переоборудования) ………… 7,0

Экипаж, чел…………………………………….64
Практиканты, чел…………………………..160

Как уже отмечалось выше, по типу вооружения судно — четырехмачтовый барк. Оно имеет фок-мачту, первую и вторую грот-мачты, бизань-мачту. Весь рангоут (см. приложение 3), включая колонны мачт, стеньги всех степеней, рей, гик, гафели и бушприт, стальной клепаный. Исключением являются деревянные флагштоки мачт и клотики. Масса рангоута вместе с такелажем — 210 т. Полная высота фок-мачты (с учетом колонны собственно мачты, стеньги, брам-стеньги, бом-брам-стеньги и флагштока с клотиком) от верхней кромки киля до клотика — 62,6, первой и второй грот-мачт — 63,5, бизань-мачты — 54,7 м. Мачтам придан уклон: фок-мачты в корму (от вертикали) — 3,5, первой грот-мачты — 4,0, второй — 5,0, бизань-мачты — 6,0°.

Напоминаем, что основная плоскость, от которой отмеряется высота мачты со стеньгой, проходит на уровне верхней кромки киля. Длина каждого рея показана полная, т. е. от нока до нока. Желая получить длину работающей части рея, к которому привязывается парус, следует из общей длины вычесть сумму длин ноков (правого и левого).

Барк Седов. Палуба. Фото А. Подколзин 2018 год

Мачты со стеньгами, как и брам-стеньги с бом-брам-стеньгами, выполнены в одно дерево. Кстати, бушприт «Седова», как и на всех современных парусных судах, исполнен также в однодеревом варианте или, как его еще называют, «однорогим», т. е. без выстреливаемых утлегаря и бом-утлегаря. Однако для обозначения соответствующих участков монолитного бушприта, границы которых зафиксированы бугелями штагов, сохранены прежние наименования.

Окрашен рангоут под цвет дерева, т. е. светло-оранжевой или темно-палевой краской. Флагштоки, ноки и топы, как и все талрепы, вант-путенсы, пу-тенс-ванты и бензеля, скрепляющие нижние ванты,— белые. Участок первой грот-мачты, где выходит дымоход камбуза, окрашен черным лаком. Все оклетневанные части стоячего такелажа, а также перты, подперты, унтер-перты и заспинники покрыты такелажным тиром черного цвета, состоящим в основном из канифоли, сажи, жира и других компонентов, в зависимости от рецепта.

Парусное судно выглядит очень нарядно, особенно если свободные от клетневины части стоячего такелажа (фордуны, штаги и пр.) протированы свинцовыми белилами.

Тридцать два паруса «Седова» изготовлены из льняной парусины. В будущем их намечено заменить новыми, изготовленными из прочной и существенно более легкой, не боящейся влаги дакроновой ткани. Площади каждого из 32 парусов приведены ниже.

Парусное вооружение и боковой вид четырехмачтового барка «Седов»

Площадь парусов, м2, четырехмачтового барка «Седов»

КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА

  1. Бом-кливер………………………………..73
  2. Кливер……………………………………64
  3. Мидель-кливер………………………………63
  4. Фор-стень-стаксель…………………………….75

ПРЯМЫЕ ПАРУСА ФОК МАЧТЫ  высота 62,6 метра 

  1. Фок………………….278
  2. Нижний фор-марсель…………………………..147
  3. Верхний фор-марсель…………………………..195
  4. Нижний фор-брамсель…………………………..105
  5. Верхний фор-брамсель…………………………..125
  6. Фор-бом-брамсель…………………………….90

КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 1-го грота……………………..156
  2. Грот-брам-стаксель 1-го грота……………………..127

ПРЯМЫЕ ПАРУСА ПЕРВОГО ГРОТА  высота 63,5 метра 

  1. Первый грот……………….285
  2. Нижний марсель 1-го грота……………………….147
  3. Верхний марсель 1-го грота……………………….195
  4. Нижний брамсель 1-го грота……………………….105
  5. Верхний брамсель 1-го грота……………………….125
  6. Грот-бом-брамсель 1-го грота……………………..90

КОСЫЕ ПАРУСА ВТОРОГО ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 2-го грота……………………..156
  2. Грот-брам-стаксель 2-го грота……………………..127

ПРЯМЫЕ ПАРУСА ВТОРОГО ГРОТА высота 63,5 метра 

  1. Второй грот……………….294
  2. Нижний марсель 2-го грота……………………….147
  3. Верхний марсель 2-го трота……………………….195
  4. Нижний брамсель 2-го грота……………………….105
  5. Верхний брамсель 2-го грота……………………….125
  6. Грот-бом-брамсель 2-го грота……………………..90

КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ

  1. Апсель……………………………………67
  2. Крюйс-стень-стаксель…………………………..77
  3. Крюйс-брам-стаксель…………………………..90

ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ   высота 54.7 метра

  1. Нижняя бизань………………………………107
  2. Верхняя бизань ………………………………78
  3. Бизань-гаф-топсель…………………………….89

Всего……………..4192

Барк «Седов» в роли «Паимра»

Несмотря на почтенный возраст, каждый раз наводящий на размышления представителей Судового Регистра при осмотре парусника, ему по-прежнему дают «добро» на выход в океан. Доковые осмотры и контрольные сверления листов обшивки корпуса каждый раз приводят в восхищение строгую инспекцию. Специалисты-металловеды, наверное, могли бы объяснить этот феномен, но для Регистра достаточно самого факта — корпус парусника по сей день в отличном состоянии.

Литература:  Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. — 1989 год