Канал, который уже и не канал…

Соединение рек Москвы и Волги для развития торговли планировалось ещё в царствование Петра I. Близость рек Истры (приток Москвы-реки) и Сестры — притока реки Дубны, которая, в свою очередь, является притоком Волги, южнее города Клина планировалось использовать для соединения этих рек каналом. Это существенно сократило бы водный путь от Москвы до верхневолжских городов — Твери, Калязина, Углича, Рыбинска, Ярославля, Костромы и Нижнего Новгорода. По рекам Сестре и Яхроме можно было попасть в город Дмитров.

Екатерининский Канал в Солнечногорске сегодня

Проектирование канала на этом участке в 1722 году было поручено Петром I инженеру Георгу Вильгельму де Генину. Выполненный Генином проект предусматривал соединение рек Москвы и Сестры и создание сквозного водного пути из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России. Трасса канала длиной 228 вёрст должна была проходить от Москвы-реки до реки Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше должен быть прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Подъём воды на пути от Волги до Москвы планировалось осуществить с помощью 127 шлюзов.

Екатерининский Канал на Карте

Таким образом, этот водный путь по праву можно считать предшественником канала имени Москвы. Но, ввиду несовершенства технических средств, отсутствия необходимых финансов и людских ресурсов, проект отложили до лучших времён.  О проекте Петра I вспомнили спустя сто лет, в царствование Николая I. По наиболее распространённой версии канал понадобился для того, чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита из северных губерний Европейской России по Волге в Москву для возведения храма Христа Спасителя.

Картина Прорытие Ладожского Канала

В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. В «петровский» проект канала были внесены некоторые изменения. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км).

Плотина Тихвинского Шлюза в Городе Тихвин.

В 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более двадцати лет. Начало уникальной строительной эпопеи отметили особой торжественной церемонией. После молебна под основанием одного из будущих шлюзов зарыли так называемую закладную плиту — большую серебряную пластину с выгравированным на ней текстом, рассказывающем о создании волжско-московского канала.  Прокладка водного пути шла очень активно. Тысячи солдат и «арендованных» у помещиков крепостных крестьян копали 8-километровое соединительное русло между Истрой и Сестрой, спрямляли крутые петли рек, строили деревянные и каменные шлюзы.

1860 Сенеж (озеро)

В районе Солнечной горы, где ныне находится город Солнечногорск (ранее — село Солнечная Гора), реки Сестру и Истру соединили восьмикилометровым каналом, ширина которого составляла 45 метров. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяжённостью около двух километров, и в долине рек Сестры и Мазихи образовалось водохранилище объёмом 12,6 миллионов кубометров.  Это водохранилище, более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по находившемуся здесь раньше погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Сенешаля. Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе. В 1850 году новый водный путь Москва — Волга был торжественно открыт  был назван Екатерининский канал 

Шлюз Тихвинской Водной Системы

Шлюзованная система состояла из следующих участков:

  • по Москве-реке — 69 км;
  • по Истре — 91 км;
  • по деривационному каналу — 14 км;
  • по соединительному каналу — 8,5 км;
  • по деривационному каналу вдоль реки Сестры — 66,7 км;
  • по самой Сестре — 32 км;
  • по реке Дубне — 10,6 км.

Подробно трасса Екатерининского канала показана на «Военно-топографической карте Московской губернии» в масштабе две версты в одном английском дюйме (840 метров в одном сантиметре), составленной российским учёным-геодезистом Ф. Ф. Шубертом в 1860 году.  Пропускная способность нового водного пути была рассчитана на три тысячи небольших судов в год. В навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки.

Бурлаки тянут баржу.

Водная система просуществовала только 10 лет. В 1851 году (через год после открытия канала) была открыта Николаевская железная дорога из Санкт-Петербурга в Москву, составившая конкуренцию водному транспорту. В 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. Есть версия, что из одного из таких шлюзов местный купец Самохвалов построил в селе Солнечная Гора здание, в котором в настоящее время располагается комитет по образованию, ранее располагалась районная администрация Солнечногорска.  Со временем Екатерининский канал постепенно превратился в заросший заболоченный ручей, но сохранились открытые участки воды.

Современное состояние екатерининского канала в районе Солнечногорска

Впоследствии бревна со шлюзов крестьяне ближайших деревень растащили на ремонт своих домов, искусственные русла постепенно заболотились, заплыли землей… Но до сих пор отдельные участки Екатерининского канала еще сохранились. Их можно увидеть, например, в Клинском и Солнечногорском районах Московской области — в окрестностях села Обухово, деревень Новинки и Горбово.


  • Озерова Н. А. История изучения гидрографической сети бассейна р. Москвы, кандидатская диссертация ИИЕТ РАН, 2010.
  • Александр Добровольский. Канал, который пропал : В Солнечногорске до сих пор сохранились следы старинной рукотворной реки // Московский комсомолец : газета. — 2013. — № 2 (29 мая).