Как Калмыкия «пальцем» касается Волги

Новый рабочий день нашей экспедиции начнется в Республике Калмыкия. Волга течет по Республике чуть более 12 км. Здесь находится всего один населенный пункт. Но какой!

Пока позволим себе информацию из всемирной паутины. Но с нетерпением будем ждать красочного рассказа Владимира Плешакова об этих местах.

Итак, место, где сегодня располагается небольшое село Цаган-Аман, скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы традиционно использовали для переправы через Волгу. Отсюда и пошло название поселка — «Белые ворота».

Цаган-Аман расположен к северо-востоку от Элисты (население — порядка 6 тыс. человек). «Граница здесь похожа на палец, разрезающий Астраханскую область коридором в пару десятков километров и вдающийся в Волгу, — образно пишет путешественник Алексей Куликов. — Похоже, будто Калмыкия робко пробует пальцем, холодная ли водица в великой реке».

Посёлок начинает свою историю с 1798 года, когда Орчи лама начал воздвигать здесь хурульные постройки. Так, он построил здесь первый деревянный храм, который просуществовал до 1935 года и был разрушен в ходе антирелигиозной кампании.

Кстати, первоначально Цаган-Аман располагался не на правом, как сегодня, а на левом берегу Волги. Посёлок на правом берегу возвели лишь в 1920-х, в рамках политики «обоседлания» кочевого населения. В декабре 1943-го калмыки, проживавшие в селе, были депортированы, посёлок передан Астраханской области. В 1952 году Цаган-Аман был переименован в посёлок Бурунный. Историческое имя ему было возвращено лишь в 1961-м.

История Цаган-Амана неразрывно связана с именем ламы Тугмюд-гавджи (1887-1980) — «цаган-аманского Аавы», как его любовно называли в народе. Он получил высшее духовное образование во Внутренней Монголии, работал в Санкт-Петербурге, затем преподавал философию. В 1943-м был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 года жил в Цаган-Амане. Этот поселок сразу стал местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: невзирая на репрессии и угрозы властей, Аава до конца своей жизни принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.

Хурул построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества

В начале 1990-х годов, когда развитию религии дали зеленый свет, решено было восстановить хурул рядом с домом, где проживал Аава. Хурул построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества. Автор проекта — Владимир Гиляндиков. Особую красоту храму придает изящная пагода с золотистой крышей, украшенная резьбой по дереву.

В хуруле находится скульптура Будды Шакьямуни высотой более двух метров. По мнению путешественников, скульптура установлена так, «что с Буддой сталкиваешься взглядом». Стены храма увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары — богини-защитницы, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного идама Ямантаки и других божеств. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены из Тибета и Монголии. Скульптуры божеств выполнены в Непале.

Взгляд Будды

Кстати, дом, где жил лама Тугмюд-гавджи, так много сделавший для Цаган-Амана, сохранился до сих пор. Он находится рядом с хурулом. Здесь можно просто попить чаю, побеседовать о своих нуждах и окунуться в удивительный мир восточного спокойствия. На доме есть памятная доска.

Путешественникам советуют непременно попробовать в Цаган-Амане местную кухню. В центре поселка есть несколько кафе и столовых, где можно отведать настоящие калмыцкие блюда, причем стоят они здесь очень дешево.

Есть в Цаган-Амане и несколько интересных памятников. Один из них — монумент «Скорбящая мать». Он сооружен в 1999 году из бетона и бронзы.

Есть в Цаган-Амане и несколько туристических баз. «Чтобы описать красоту здешней степи и чистоту ближайшей речки Кокцикмень не хватает слов, — пишет портал «Достопримечательности России». — Говорят, что тут фазаны гуляют чуть ли не между палатками расположившихся туристов. Неподалеку запросто садятся степные орлы. С обрыва реки хорошо видно плавающую здесь рыбу. Короче, идиллия».

Ольга Гаврилова