Из офиса – вокруг света — плавание яхты Гагарин

 — С тарзанкой прыгал? — Прыгал.

— Жареных кузнецов ел? — Ел.

— А почему бы не проплыть на яхте вокруг света?! — Как это?

— Проще простого: продаешь квартиру, приобретаешь подержанную яхту, увольняешься с работы и… «держите меня семеро»! — А это идея!

неаполь

Примерно такой диалог со своим внутренним голосом заставил Максима Печеника променять все на 36-футовую яхту, дать ей звучное имя «Гагарин» и отправиться по морям и океанам. Однако он решил не просто тихо удалиться от суеты. Как творческий человек, посвятивший свою рабочую молодость рекламному бизнесу, Максим превратил свое плавание в масштабный медиа-проект. В фото- и видеорепортажах он практически в режиме он-лайн описывает все перипетии своего пути от офисного рабства к безграничной свободе. Прошло чуть больше года трансконтинентального полета… извините, плавания «Гагарина», и?..

 «Займи пять рублей… на кругосветку не хватает!»

Не будем темнить и открещиваться от этой темы: вопрос финансирования – вот первая проблема, которая возникает при организации подобных проектов. У интересующихся дальними и долгими плаваниями одна из первых мыслей – «А на какие шиши?» Не говоря уже о покупке яхты, как обеспечить нормальную жизнедеятельность, не имея стабильных источников дохода?

60 sek1

Печенику и его гагаринцам бывалые мореходы давали самые «оптимистические» напутствия:

«Мечта бывает осуществимая и неосуществимая, ваша попахивает инфантилизмом и очень далека от реальности. Кроме грез о живописных видах, она ничем пока не подпитана. Начитавшись романов, можно представить себе все что угодно». (uncle)

«Две важнейшие проблемы. Первая — конфликты в экипаже… Люди на яхтах становятся врагами за две недели в море. Вторая — это деньги. Вы можете экономить на себе, пить морскую воду, есть планктон, но вы не сэкономите на лодке, топливе и возможных сборах, и поборах». (Marten)

В этих словах есть доля правды, и чем больше человек отыскивает причин, чтобы остаться на берегу, тем эта доля весомее… Но в том-то и дело, что есть те, кто мечтает, и те, кто решается и делает.

максип

Как ни пытался Максим Печеник, никакой спонсорской поддержки под свой проект получить ему не удалось. Вырученные от продажи имущества деньги целиком пошли на приобретение яхты. В самом же плавании финансы пополняются за счет сдачи внаем квартиры в Москве, помощи друзей и родственников и взносов попутчиков.

«Хватает впритык, — признался нам Максим. – И то, если нет поломок. Но сейчас предстоит капиталка двигателя и серьезный ремонт парусов… пока не знаю, как буду выкручиваться. Возможно поработаем чартером в Мексике, если договоримся. Хотя сегодняшний обмен рыбы на лобстеров был удачен и, надеемся, тоже что-то принесет в копилку».

Питаются жильцы плавучего дома в основном, что называется, подножным и подводным кормом: тунцы, летучие рыбы, крабы, бананы, кокосы, кактусы и тому подобное… И очень, кстати, радуются этому! Более того, не отказывают себе и в изысках!

 «Ангилья оказалась мегаполезным островом с точки зрения пополнения наших запасов кокосами! Буквально за полчаса подручными средствами мы добыли около 40 штук и, перегрузив тузик так, что он едва плыл, доставили добычу на яхту»

«В этот раз затрофеили симпатичную барракуду, правда, пришлось отпустить, так как местные сказали, что не стоит тут их употреблять в пищу из-за сигуатерии. Так же за борт отправился и следующий трофей Барджек, по той же причине. Зато небольшой тунец, выловленный перед самым ужином, мгновенно превратился в нежнейшее сашими, да с васаби, да с соевым соусом! Вкуснотища!!!»

«В условиях кризиса подножный корм является важной составляющей!

Сегодня добыто:

Бананы — 20кг

Кокосы — 15 штук

Сахарный тростник  — 4 палки

Задумались о технологии получения рома в яхтенных условиях…»

 

«Мам, а какой он, – “Гагарин”?»

На чем же все-таки прошли через Атлантику и теперь бороздят Карибское море наши герои? Яхта «Гагарин» по морским меркам имеет скромные размеры. Длиной она 10,8 метров (36 футов) и шириной – 3,5. Модель Comar Comet 11 (Италия) по конструкции представляет собой нечто среднее между тяжелыми длиннокилевыми яхтами и так называемым мейнстримом вроде Bavaria, Benetau и тому подобными.

0u20576de4-e5863360-4065175d

Максим влюбился в эту яхту с первого взгляда, и любовь оказалась взаимной. Первое свидание состоялось на амстердамских каналах, где они неспешно прогуливались, выясняя родословную и соответствие интересов. Затем медовый месяц вдоль берегов Франции, принесший первые потери в виде слетевшего винта и сломавшегося автопилота, и первые жизненные неурядицы. Но на то она и семейная жизнь! А потом у них стали появляться дети, то есть другие члены команды: прекрасные девы и отважные мужчины.

Помимо искренних и глубоких чувств, Максим проявил и деловой подход. Так, большим стимулом к покупке стала, помимо отличного состояния такелажа и наличия нескольких комплектов парусов, комфортная организация жизненного пространства.

Многие «болячки» тридцатилетней лодки всплыли позже, когда ее стали готовить к переходу через Атлантику. Но в целом их оказалось не так уж и много: плохо отлаженная электрика, заржавевшая закрутка стакселя, постоянно ломающийся автопилот, чихающий и в итоге сломавшийся двигатель… Но корпус, рангоут и такелаж с честью вынесли все испытания:

«Яхта показала себя прекрасно, — считает Максим. — Комфортная, удобная, замечательно держит курс, быстрая на слабых ветрах и адекватная на сильных (если так можно сказать о лодке). В шторм не попадали. Самая большая сила ветра, при которой приходилось идти, – 7-8 баллов. Страшно было потом, недели через две, а в процессе – адреналин, борьба со стихией и цель дойти до места… В основном стараемся ходить под парусами, и за это время они изрядно потрепались. На запасной генуе надо полностью менять заднюю шкаторину, а также чинить основной стаксель».

Яхта ГАГАРИН

Технические данные яхты «Гагарин»:

Модель: Comar Comet 11 (Италия).

Длина:  10,8 метров.

Ширина: 3,5 метра.

Осадка 1,6 метра.

Общая площадь парусов: 54кв.м.

Двигатель: Дизельный Volvo Penta 24.

Расход топлива: 1-1,5 литра в час.

Крейсерская скорость: 5-6 узлов.

Год выпуска яхты: 1985.

 

Самое интересное в море – это… новый берег (Моряцкая мудрость)

Двадцать четыре дня бескрайнего океана, утомительно однообразных дней и изнуряющих вахт… Переход через Атлантический океан сделал из Максима Печеника, дилетанта и «офисного планктона», как он сам себя честил, настоящего морского бродягу. В океанском плавании на борту «Гагарина» было четыре человека, но в основной состав команды кроме капитана входит еще всего один человек – Екатерина Семенова.

«Екатерина присоединилась ко мне еще в августе прошлого года в Марокко, – рассказывает о своей спутнице Максим. — Яхтсмен-любитель с более чем четырехлетним стажем (участие в международных регатах и перегонах), мастер спорта по конкуру и просто красивая девушка! Характер, конечно, властный и порой без конфликтов не обходится, но полгода уже за спиной, и мы все еще идем вперед!»

Основной состав команды яхты «Гагарин»:

Максим Печеник – капитан и основатель проекта кругосветной экспедиции. Купил яхту в Голландии и практически в одиночку спустился до африканского города Танжер, где к нему присоединился второй член команды.

Екатерина Семенова (Куянова) – боцман и прекраснейшая часть команды. Большая поклонница парусного спорта. Участница многочисленных регат и перегонов, шкипер. На настоящий момент самый профессиональный участник экспедиции.

 

Дополнительный состав на время перехода через Атлантический океан.

Motakuji Borsch (Олег) – инженер и судовой врач. Профессиональный спасатель. Большой энтузиаст парусных походов и экзотических экспедиций.

Владислав Пиликин – инструктор яхтенной школы Sailing Time. Прикомандирован в качестве «крупного калибра» для профессионального усиления экипажа и дальнейшего обучения.

 «Пару дней мы устраивали гонки с тучками – они нас догоняли, подрезали, ну и, конечно же, раскрывали нам свои объятия, поливая дождем. Во время первого столкновения Владу удалось принять душ, на что я, вдохновленный примером, решил повторить процедуру – разделся до плавок и стал ждать…. Но налетел шквалистый ветер и ливень хлынул со страшной силой. Я дал команду «свистать всех наверх» и мы стали рифиться в срочном порядке. Все это время лил холодный дождь и свистел еще более холодный ветер. Зубы стучали так, что, казалось, откушу под конец себе язык! Но вот маневр завершен, паруса зарифлены, кто-то из команды сменил меня за штурвалом, я спустился в кают-компанию, в меня сразу же влили стакан рома, растерли полотенцем и, переодевшись в сухое, я отправился достаивать свою вахту». (Максим Печеник, из бортжурнала яхты «Гагарин»)

гаг2

Но, как ни странно, для капитана «Гагарина» плавание на яхте – не самоцель. Главная задача – это исследование всех возможных туристических маршрутов и их детальное описание. Голландия, Бельгия, Франция, Испания, Португалия, Марокко, Канары, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис, Сент-Мартэн, Сент-Бартс, Доминиканская республика, Гаити, Ямайка, Куба, Мексика, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама… В каждом мало-мальски удобном месте наши путешественники бросают якорь или швартуются к причалу и отправляются изведывать неизведанное. А затем во всех подробностях: с картой, множеством фотографий и видео, — описывают свой опыт. Тем самым создается, во-первых, увлекательнейшее чтиво, которое набрало уже тысячи постоянных подписчиков в интернете, а во-вторых — подробный путеводитель, который грех не использовать, если вас вдруг занесет в те края. И, честно сказать, когда читаешь их записки, очень хочется, чтобы занесло!

 Бросив якорь в замечательной бухте Deep Bay, мы сразу же рванули на пикник. Наломав пальмовых дровишек и разведя костер, рыбку, как и пойманного на берегу краба, безжалостно зажарили и съели! Никогда до этого я не ел рыбу, приготовленную на пальмовых дровах! Следующим утром мы отправились исследовать затонувший на входе в бухту здоровенный корабль. Делать это лучше с самого утра, пока вода еще прозрачная. Советую обязательно поплавать вокруг него – зрелище захватывающее! А потом полезли в гору осматривать древний форт, с которого открывался великолепный обзор на нашу бухту.

(Максим Печеник, из бортжурнала яхты «Гагарин»)

0u4ae40432-417d93c6-c654e350

 

Но, как известно, приключения ­– дело очень трудоемкое, и даже самый прожжённый бродяга порой задумывается о покое:

Порой накатывает ностальгия, особенно после тяжелых ночных вахт в непогоду, когда приходится самому стоять за штурвалом, — поделился с нами сокровенным Макси., – Ложишься в кровать и задумываешься о Родине, о семье и друзьях… Но наступает новый день, выходит солнышко, море успокаивается, и ты как будто рождаешься заново. Да и куда возвращаться, зачем? Кроме родителей меня никто не ждет… Я живу здесь и сейчас!

Планктон и океан – философия жизни

Как признался нам Максим Печеник, за время, что провел в путешествии, он стал совершенно другим человеком:

Изменения просто колоссальные! Я стал спокоен, как танк. Вывести из себя меня сейчас крайне трудно, а раньше вспыхивал мгновенно. Научился созерцать. Раньше восьмичасовой полет на самолете вызывал у меня чувство ужаса – как можно сидеть неподвижно в течение такого огромного количества времени?! А теперь переход длительностью двое-трое суток – нормальные будни. Можно просто сидеть и смотреть на океан, даже не думать, не планировать, а просто смотреть и жить в это мгновенье.Стал по-другому относиться к людям – теперь они прежде всего друзья, которым хочется делать что-то хорошее. Например, помогать просто ради помощи, и даже не ждать благодарности в ответ, хотя раньше считал это глупым. Особенно важное достижение для меня – я перестал навязывать людям свое мнение. До этого мне казалось, что все должны думать, как я, и считал странным, что другие не разделяют моих мыслей.

Просоленный морской волк, бесстрашно укрощающий ветер и покоряющий неизведанные берега, – картинка, в рамке которой многие хотели бы видеть свою персону. При этом мы забываем, что за этим ярким образом всегда кроется человек с особым характером и судьбой, которые и сделали из него героя. И этот путь редко бывает легок и приятен.

ура

В замкнутом круге ежедневной рутины, работы и домашних хлопот мы теряем вкус настоящей полноценной жизни, подменяя его суррогатом видеофильмов и убаюкивающей лаской комфорта. Часто хочется сбросить все это как тяжелое ватное одеяло, мешающее свободно дышать. Н избавляться от материальных благ не так больно, как переживать предательство близких, отказавшихся понять твою мечту. Самые тяжелые испытания Максим перенес еще до того, как покинул родные берега: развод с женой и отказ лучшего друга участвовать в путешествии. Хотя в начале и первая и второй горячо поддерживали идею, и именно они должны были составить экипаж «Гагарина».

Родственники и родители… Эти товарищи были в ужасе с самого начала, – поделился Максим переживаниями в своем бортжурнале. — Ни о какой поддержке речи даже не шло! Наоборот, делалось все, чтобы ничего не получилось! Ставили все возможные палки в колеса! Применяли любые аргументы, лишь бы я отказался от этой идеи… Друзья-приятели. Большинство из них просто этого не поняли и не приняли. Они просто исчезли из моей жизни, когда наши увлечения разошлись в разные стороны.

Но Максим Печеник выдержал все нападки противников, как гранитный утес, и отправился покорять новые горизонты. Ведь грани бриллианта жизни бесконечны и прекрасней всегда кажется именно та, которую еще не познал:

И вот наступило утро третьего дня! Выйдя на очередную вахту в 10.00, я сел за штурвал! Светило яркое солнце! Теплый ветер обдувал лицо. Волны отсутствовали как класс! Чашка сладкого горячего чая с лимоном и печеньем! На горизонте показался первый в цепочке Канарских островов по нашему маршруту — Лансероте… И в этот момент я понял – вот это и есть СЧАСТЬЕ!!! То самое счастье, о котором пишут в разных книжках и фильмах! Я сидел, правил яхтой, пил сладкий чай, а на глазах выступали слезы! Я давно не чувствовал столь искренних эмоций! Радость и любовь к жизни просто затопила весь мозг! И в этот момент пришла большая стая дельфинов и стала прыгать и играть вокруг лодки! Я махал им руками, свистел, а они в ответ выпрыгивали еще выше из воды и брызгались!

(Максим Печеник, из бортжурнала яхты «Гагарин»)

 

Автор: Петр Приходченко.