Галера «Тверь» — яхта императрицы

Галера «Тверь» под штандартом императрицы Екатерины II во время путешествия по Волге в мае-июне 1767 г. Художник А.К.Беггров

Галера «Тверь» под штандартом императрицы Екатерины II во время путешествия по Волге в мае-июне 1767 г. Художник А.К.Беггров

В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить инспекционную поездку по волжским городам и распорядилась заложить на верфи в Твери целую флотилию парусно-гребных судов для будущего путешествия. Строительством заведовал капитан 2-го ранга Пётр Пущин, непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен вовремя, и 2 мая следующего года под гром орудийного салюта флотилия двинулась в путь. Галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Симбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и 14 судов меньшего размера отправились из Твери вниз по Волге. Конечной целью путешествия был Симбирск; по пути императрица рассчитывала посетить все крупные города. Всего на борту кораблей находилось 1122 человека, включая посланников иностранных государств – Пруссии, Саксонии, Дании и Испании. На галере «Волга» держал флаг командующий галерным флотом член Адмиралтейств-коллегии генерал граф Иван Чернышёв. В свиту императрицы входила столичная знать — братья Григорий и Владимир Орловы, Иван Елагин, Александр Нарышкин, Андрей Шувалов и другие известные в то время личности.

Императрица Екатерина Великая. Портрет неизвестного художника, 1780-е гг.

Императрица Екатерина Великая. Портрет неизвестного художника, 1780-е гг.

Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской яхты, и потому в отличие от традиционных галер оно имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых. При этом силуэт судна не утратил пропорциональности и сохранил присущее ему изящество. Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанные из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец, в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы. Основной материал, из которого была построена «Тверь», – сосна, набор корпуса был из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки были подогнаны настолько плотно, что их не требовалось конопатить.

Сохранившийся подлинный чертёж галеры «Тверь»

Сохранившийся подлинный чертёж галеры «Тверь»

Флотилия двигалась неторопливо. В свободное от официальных приёмов и церемоний время Екатерина занималась переводом на русский язык философско-просветительского романа «Велизарий», сочинённого французским писателем Жаном-Франсуа Мармонтелем. Только вечером 26 мая галеры, пользуясь разливом реки Казанки, причалили у Тайницких ворот Казанского Кремля. После двухдневной стоянки флотилия отправилась дальше. Посетив по пути село Болгары и осмотрев развалины Спасского кантона, высокие гости прибыли в Симбирск. На этом плавание протяжённостью 1410 вёрст закончилось. Отсюда императрица со свитой отправилась по суше в Москву.

Галера «Тверь». Реконструкция автора

Галера «Тверь». Реконструкция автора

После завершения плавания, длившегося чуть больше месяца, суда флотилии были сданы Казанскому адмиралтейству, причем флагманскую галеру «Тверь» было велено «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков – галере «Тверь» удалось пережить и восстание Пугачёва, и лихолетье гражданской войны. С 1888 года она стояла на территории бывшего Артиллерийского склада под крышей специально построенного деревянного павильона.

Галера «Тверь» на вечной стоянке в Казани

Галера «Тверь» на вечной стоянке в Казани

05-11435-1

05-653-2624-11438

Элементы декора галеры «Тверь». Фото: http://s998.photobucket.com/user/lext_2009/media/oldkazan/653-2624-11438.jpg.html

Элементы декора галеры «Тверь». Фото: http://s998.photobucket.com/user/lext_2009/media/oldkazan/653-2624-11438.jpg.html

В советское время галера продолжала сохраняться как памятник отечественного судостроения. Она была передана Государственному музею Татарской АССР и являлась его филиалом. В 1927 году даже была издана брошюра, посвящённая бывшей яхте императрицы.

Обложка книги историка и искусствоведа П.Е.Корнилова «Памятник волжского судоходства галера «Тверь», изданная в Казани в 1927 г.

Обложка книги историка и искусствоведа П.Е.Корнилова «Памятник волжского судоходства галера «Тверь», изданная в Казани в 1927 г.

К сожалению, до наших дней галера не дожила. Пожар, вспыхнувший в октябре 1956 года, уничтожил судно вместе с павильоном и находившемся рядом катером императора Павла I. Уникальный памятник русского кораблестроения  XVIII века оказался утраченным навсегда.

Галера «Тверь» незадолго до гибели в огне

Галера «Тверь» незадолго до гибели в огне

Уже в наши дни в Казани на Петербургской улице был установлен памятник галере «Тверь», созданный скульптором М.Щепиным. Бронзовая модель корабля венчает пятиметровую металлическую колонну, у подножия которой находятся два якоря — элементы герба Санкт-Петербурга.

Памятник галере «Тверь» в Казани, скульптор М.Щепин

Памятник галере «Тверь» в Казани, скульптор М.Щепин

В последние годы неоднократно высказывались предложения воссоздать историческое судно. Сначала речь шла о самоходном плавучем ресторане, стилизованном под флагман Екатерины. От этого проекта, к счастью, отказались. Затем возникла новая идея. В 2013 году в мэрии Казани рассматривался представленный проект реконструкции Адмиралтейской слободы города, в рамках которого одной из главных туристических достопримечательностей должна была стать полномасштабная реплика галеры «Тверь». Однако реальных шагов по реализации задуманного пока не видно.

Модель галеры «Тверь»

Модель галеры «Тверь»