Экспедиция Норденшельда по Северному морскому пути

Барг Вега на котором Норденшельд отправился в экспедицию

Барк «Вега» кисти Якоба Хёгга

20 июля 1879 года шведская полярная экспедиция во главе с Нильсом Адольфом Эриком Норденшельдом впервые в истории осуществила сквозной проход Северным морским путем с востока на запад с одной зимовкой. Эта смелое и прекрасно организованное предприятие вряд ли состоялось бы, если бы не помощь видного русского мецената и полярного исследователя Александра Сибирякова, взявшего на себя львиную долю финансирования, и, что не менее важно, снабдившего экспедицию важными сведениями о Сибири и состоянии льдов в прилегающих к ней морях. В качестве младших спонсоров, выражаясь современным языком, выступили: гетеборгский предприниматель Диксон и, как частное лицо, король Швеции и Норвегии Оскар II…

Портрет Норденшельда в экспедиции

Нильс Адольф Эрик Норденшельд

С 1622 по 1648 гг. были открыты все участки Северного морского пути, последним из которых стал проход между Америкой и Азией, существование которого было доказано Семеном Дежневым и Федотом Поповым. Опираясь на данные этих экспедиций М. В. Ломоносов теоретически обосновал возможность навигации по Северному морскому пути (СМП) в трудах под общим названием «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану».

Маршрут экспедиции Норденшельда

Маршрут плавания экспедиции Норденшельда

Однако первым, кто доказал возможность морского путешествия вдоль северного побережья России стал шведский ученый Нильс Норденшельд, совершивший на бывшем китобое «Вега» сквозной проход по СМП пути с одной зимовкой. Первого августа экспедиция Норденшельда на барке«Вега» проследовала через Югорский Шар в Карское море, через 5 дней достигла гавани Диксона, а 10 августа 1878 года был пройден мыс Челюскина. Две недели спустя судно достигло устья Лены. Там экспедиция впервые встретила льды, которые пришлось обходить. Лишь 27 сентября «Вега» достигла Колючинской губы, где экспедиция была вынуждена зазимовать, не дойдя всего 100 миль до Берингова пролива. Зимовка продолжалась десять месяцев.

Портрет Александра Михайловича Сибирякова

Александр Михайлович Сибиряков (1849-1933)


Александр Михайлович Сибиряков  принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири, который вел свое происхождение от крестьянина Устюжской провинции Архангелогородской губернии Афанасия. Отец Сибирякова был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Под конец жизни его состояние оценивалось в 4 миллиона рублей. Мечтой жизни Александра было исследование Севморпути с тем, чтобы сделать из него такую магистраль, на которой держалось бы снабжение Арктики и Сибири, осуществлялось поступление русского северного товара на мировой рынок. Удивительно, но на Родине его забыли еще до революции. Дата и место его смерти (1893 год, Иркутск) были обозначены во всех энциклопедических словарях и позже перекочевали в Большую советскую энциклопедию. Вероятно, иркутское купечество не больно жаловало своего земляка за его ученость и независимое мышление, что и навело их на мысль столь жестоко «пошутить», похоронив Сибирякова при жизни…


Все это время в мире росло беспокойство за судьбу экспедиции Норденшельда, обсуждались планы помощи, рассылались телеграммы.Но реальные действия предпринял лишь Александр Сибиряков. Находясь в Цюрихе, он поручил своему доверенному лицу в Иркутске найти место зимовки экспедиции и оказать помощь. Когда это не удалось, Сибиряков срочно заказал в Швеции пароход «Норденшельд» и отправил его южным путем вокруг Евразии к берегам Чукотки. Судно потерпело крушение близ Японии, но было спасено. Экипаж не пострадал. Тем временем, Сибиряков лично возглавил экспедицию по спасению шведского исследователя, но и она потерпела неудачу. Был предпринята попытка пройти на пароходах «Оскар Диксон» и «Нордланд» из Скандинавии через Карское море в устье Енисея. В конце октября оба судна вмерзли в лед у берегов Ямала. Команде пришлось оставить «Нордланд» и на более мощном ледоколе «Оскар Диксон» пробиваться к цели. В полутора километрах от берега, у кромки ледяного припая, путешественники встретили ненцев, которые и доставили Сибирякова к Обдорску (ныне — г. Салехард). «Вега» же, как оказалось, вовсе не нуждалась в помощи; 20 июля 1879 года она проследовала Беринговым проливом в Тихий океан и  24 апреля 1880-го экспедиция Норденшельда благополучно вернулась в Стокгольм. 

Возвращение экспедиции Норденшельда в Стокгольм

Возвращение экспедиции в Стокгольм

В то время как Санкт-Петербург чествовал Норденшельда, обогнувшего Евразию, рядом не оказалось того, кто должен был по праву разделить триумф. Сибиряков шел на оленьих упряжках к Обдорску, даже не предполагая, что объект его поисков находится в столице России. Завершил свое полярное путешествие Сибиряков в Тобольске 12 января 1881 года.

Миллионные затраты на финансирование экспедиций, постройку кораблей, развитие инфраструктуры Сибири и Приуралья, работы на Ангаре, и масштабная благотворительность значительно сократили состояние А.М. Сибирякова. С началом XX века Александр Михайлович отошел от активной предпринимательской деятельности и уехал из Иркутска. Жил в Батуми, Париже, Цюрихе и Ницце, где и скончался в полном одиночестве и забвении 2 ноября 1933 года. На похоронах не было ни одного русского, а всем прочим было невдомек, что имя ледокольного парохода «Александр Сибиряков», совершившего в 1932 году героический проход Северным морским путем за одну навигацию, имеет какое-то отношение к покойному. Впрочем, удивительная скромность этого человека поражала современников даже в бытность его миллионером. Поэтому трудно винить многочисленных русских жителей Франции, что те не пришли проводить его в последний путь. Коли на исторической родине его уже давно и заочно похоронили, ничтоже сумняшеся, наградив героический корабль, носивший его имя, орденом Трудового Красного Знамени… Но свой последний подвиг «Сибиряков» совершит в августе 1942-го, вступив в Карском море в неравный бой с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер»…

Ледокольный пароход Александр Сибиряков

Ледокольный пароход «Сибиряков»


Ледокольный пароход «Сибиряков». Построен в 1908 г. в Глазго и назван «Беллавенчур». В 1914-м г Россия покупает его, и переименовывают в честь известного мецената Александра Сибирякова, приписывают Архангельску и направляют на тюленьи промыслы в Белое море. В 1932 году «Александр Сибиряков» совершает героическое плавание по Североморскому пути за одну навигацию, о чем всю жизнь мечтал живший в то время в Ницце Сибиряков. Чтобы завершить поход до начала зимы, сибиряковцам пришлось сжечь в топке парохода остатки угля, деревянные части корабля и поднять самодельные паруса…


В 1910-1915 гг. путь Норденшельда повторили два русских ледокола «Таймыр» и «Вайгач». В ходе «Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана» были составлены подробные карты северного побережья от мыса Дежнева до Романова-на-Мурмане. На протяжении всего пути следования экспедицией сооружались навигационные знаки. Но поистине научным подвигом стало открытие экспедицией под руководством Бориса Вилькицкого «Земли императора Николая II» (Северной Земли) …

СМП уже давно стал важнейшей областью освоения Арктики. Правда, в 1990-е с распадом СССР он пришел в упадок, а объем перевозок по СМП за десять лет снизился примерно в 5—6 раз. В настоящее время в связи с возрастающей ролью Арктики в планетарном масштабе Россией предпринимаются энергичные меры по развитию СМП, чему способствует активное таяние арктических льдов, делающее доступными районы, ранее считавшимися непроходимыми без ледокольной проводки. Безотносительно к капризам природы наращиваются и темпы строительства мощного ледокольного флота… Ясно одно – за СМП великое будущее!


Автор: Сергей Апрелев