Экспедиция «Байкал-Аляска» — на OCEAN-TV!

Более 15 000 километров по рекам, морю и океану на надувном парусно-моторном катамаране океанского класса «Искатель». Такой путь, меняясь экипажами, проделали более 40 участников уникальной экспедиции «Байкал-Аляска», впервые за 150 лет решив повторить путь легендарных сибирских купцов-первопроходцев.

Начало истории «Байкал-Аляски» уходит на два века назад, когда предприниматели Сибири делали проекты, охватывающие территорию от Енисея до Аляски и создали Русско-Американскую кампанию — одно из самых неординарных и мощных предприятий в мировой истории с главным офисом в Иркутске. Ее участники первыми освоили Аляску, основали в Калифорнии русское поселение Форт-Росс.

Узнать, как и чем живут сейчас там, где мужественно пробирались первопроходцы, найти их потомков, рассказать о местах, где не ступала нога человека, показать миру красоту северной природы – с такими идеями первый экипаж «Байкал-Аляски» отправился в путь.

Байкал-Аляска: один из самых диких и уединенных маршрутов в мире, десятки медведей, китов и моржей на океанских этапах, шторма и много прекрасных мест 7 регионов России и Аляски — самого северного штата Америки. В 2019 году экспедиция успешно дошла до Ситки (Аляска).

Смотрите документально-приключенческий фильм «Экспедиция «Байкал-Аляска» на OCEAN-TV 25 января в 18.00!

Маршрут экспедиции

На чем:

Катамаран создан командой Анатолия Кулика (г. Новосибирск) специально для экспедиции «Байкал-Аляска». Аналогичная модель прошла кругосветное путешествие.

К старту 2018 года в конструкции катамарана будут сделаны улучшения: усилена мачта, установлен тент над кокпитом (кают-компания), организован обогрев каюты и сушилки для одежды, приобретено новое навигационное оборудование и эхолот, установлен штурвал вместо румпеля.

Характеристики катамарана:

Фото судна БА

На привале

Парусно-моторный сборно-разборный катамаран океанского класса:

  • Габариты:12х5,4 метра.
  • Двигатели:Mercury, 2 подвесных по 30 л.с.
  • Скорость:10-22 км/ч.
  • Парусное вооружение:грот, стаксель, генуя, генакер. Высота мачты: 10 метров.
  • Проживание: палатка (в спальниках).
  • Экипаж:6 человек.

Календарь экспедиции: 

Фото судна БА

Общая протяженность маршрута — более 15 тыс. км.

2013-2016
Сбор информации.

2016
Разведка маршрута:

  • река Лена (Иркутск — Байкал — Усть-Кут — Якутск)
  • Кондер (Якутск, река Алдан, река Мая, Кондер)
  • Камчатка (Петропавловск-Камчатский — бухта Русская — бухта Моржовая)

2017
оз. Байкал — полуостров Камчатка: 7 000 км — 67 дней:
г. Иркутск — пос.Листвянка — г.Северобайкальск — г. Якутск — г. Аян — г. Магадан — м.Лопатка — г. Петропавловск-Камчатский

2018
Камчатка — Аляска: 6 100 км – 70 дней:

г. Петропавловск-Камчатский –г.Усть-Камчатск — о.Карагинский — Олюторский залив – г. Анадырь — г.Эгвекинот — б.Проведения – г.Ном — Национальный парк Дельты Юкона – г.Пайлот — д. Фолс-Пасс — Алеутские острова – о.Кадьяк – Хомер»

2019
Юг Аляски: 2000 км — 18 дней:
пос. Хомер — пос. Кадьяк — пос. Сьюард — пос. Уитиер — пос. Ситка

ПЛАН НА 2020:
Начинаем возвращаться на озеро Байкал
16.06 — 29.06 — Ситка — Джуно / 700 км / 2 недели
30.06 — 13.07 — Джуно — Юкутат — Сьюард / 700 км / 2 недели
14.07 — 27.07- Сьюард — Кадьяк / 700 км / 2 недели

 

Экспедиция «Байкал-Аляска» успешно дошла до бывшей столицы Русской Америки!

Всего за три года 45 членов сменных экипажей преодолели 15470 км на надувном катамаране океанского класса «Искатель».  Нитка маршрута пересекла 7 регионов России и прошла вдоль самого большого штата США.

Историко-географическая экспедиция «Байкал-Аляска» финишировала в Ситке, бывшем Ново-Архангельске – столице Русской Америки, около 8.20 утра 26 августа по аляскинскому времени. Два экипажа этого года прошли 2 048 км – такую цифру на финише зафиксировал капитан и лидер экспедиции Анатолий Казакевич.

Всего с момента старта 30 июня 2017 года экспедиция преодолела 15470 км. Членами экипажей во время разведки маршрута и самой экспедиции стали 45 человек. Чтобы пройти по пути сибирских купцов-первопроходцев, повторить который не решались 150 лет, потребовалось три лета: в 2017 – от Иркутска до Петропавловска-Камчатского, в 2018 – от Петропавловска-Камчатского через Чукотку и вдоль всего побережья Берингова моря и Алеутских островов до Хомера, в 2019 – от Хомера до Ситки.

Весь этот путь средством передвижения был парусно-моторный надувной катамаран океанского класса «Искатель», созданный и оборудованный специально для экспедиции.

В результате экспедиции доказано, что в современном мире можно пройти по маршруту первооткрывателей – одному из самых диких и уединенных в мире. Подтверждено на собственном опыте, что Охотское и Берингово моря можно пересечь на судне такого класса.  Собран уникальный фото-, видео-, текстовый материал для книги об экспедиции, путеводителя по нитке маршрута, сериала и документального фильма, которые выйдут на русском и английском языках.

Экспедиция 2019 года завершена в год 220-летия Русско-Американской компании, ее итоги будут представлены на мероприятиях, посвященных этому событию в Иркутске.

Вслед за первопроходцами

Ровно в 8 утра 8 августа 2019 года катамаран «Искатель» отшвартовался от берега в порту Хомер на Аляске. Так началась третья часть легендарной экспедиции «Байкал-Аляска», которая третий год идет по пути купцов-первопроходцев, повторить который не решались 150 лет.

На борту — все по-прежнему: капитан и лидер экспедиции предприниматель Анатолий Казакевич, старший помощник капитана Роман Неудачин и четверо смелых, кто впервые присоединился к маршруту. На этот раз экспедиция длится 20 дней и завершится в Ситке — бывшей столице Русской Америки, носившей ранее «имя» Ново-Архангельск.

Команды разных лет

Это вызов самим себе!

В первый же день перехода от Хомера до Кадьяка океан встретил «Искателя» трехметровыми волнами. Отличная тренировка, чтобы взбодриться! И чтобы почувствовать драйв приключений. Да, на «Искателе» иногда мокро, но весело! Да будет так и в этот раз.

Благополучный переход до красивой бухты и пробуждение «Искателя» после зимней спячки отметили праздничным ужином. Готовил его путешественник, предприниматель и гуру полевой кухни иркутянин Михаил Петров. Харчо под звездным небом Аляски – это путешествие будет вкусным! Михаил впервые на «Искателе», но освоился быстро:

— «Искатель» шел по волнам уверенно, мы подняли стаксель, завели мотор и дружно прожили этот день. Настроение у меня отличное, рад, что я здесь, — делился он первыми впечатлениями от легендарного катамарана.

Знакомые берега Кадьяка

Второй день пути начался в районе острова Кадьяк, где экспедиция уже была в прошлом году. С ним связано много событий долгой истории освоения русскими «заморских берегов». Именно здесь было основано первое русское поселение, сейчас в самом старом здании на Аляске (ему более 200 лет) находится музей Александра Баранова, первого губернатора Русской Америки.

Недалеко от Кадьяка на острове Еловый, который входит в Кадьякский архипелаг, жил самый известный здешний святой – Герман Аляскинский, память которого почитается 9 августа. На этот раз торжественное служение в честь 49-й годовщины канонизации св. Германа Аляскинского провел митрополит Тихон.

— Меня удивило, впечатлило и порадовало, как православная церковь и местные жители, которые проповедуют православие, чтут русские традиции, при этом не только церковные. Поют русские песни, разучивают танцы, дети говорят и поют на русском. Даже у нас на Родине традиции играют меньшую роль. Конечно, понятно, что русских на Кадьяке немного, они держатся друг за друга, но для них вера играет очень важную роль,  — рассуждает Наталья Еремеева.

— Нас тут помнят везде, где мы были в прошлом году!  — рассказывает капитан «Искателя» Анатолий Казакевич.  – Прихожу в порт Хомера — мне сразу дают бланк на «Искатель», который заполнял по приходу в августе прошлого года, та же ситуация, когда пришвартовались на Кадьяке. И в баре Хомера тоже вспомнили.  Спрашиваю, здесь же у вас столько судов проходит, как помните? Мне везде отвечают, что историю, когда на надувном катамаране из Сибири до Аляски доходят, забыть невозможно. В общем-то, мы и стремились пробудить интерес к великой истории Иркутской губернии, к купцам-первопроходцам, которые благодаря своему характеру и стремлению реализовывать грандиозные идеи шли вперед, расширяли границы империи и отстроили прекрасный город.

 

Пересечение миссий

За время пути экспедиция выполнила несколько миссий, связанных с православием, историей, соединением семей через океан. Одну из них завершили как раз во время нынешнего этапа экспедиции. Участники «Байкал-Аляски» Наталья Еремеева и Рудольф Кавчик вместе с Анной Верной, руководителем Русского культурного центра на Аляске, главным помощником экспедиции на территории Штатов, возложили цветы на Аллее союзников на мемориальном кладбище Форт Ричардсон возле города Анкоридж (штат Аляска). Здесь захоронены 12 летчиков, управлявших самолетами на открытой во время Великой Отечественной войны трассе Алсиб – Аляска-Сибирь. По ней из США на территорию нашей страны переправлялась самолеты, полученные по договору по ленд-лизу.

 

Таким образом, экспедиция соединила четыре ключевые главные точки Алсиба: Иркутск, который был стратегическим пунктом трассы (в 2017 году), Уэлькаль, первый населенный пункт с аэродромом для этих самолетов на территории СССР (Чукотка, в 2018 году), Ном, где завершалась американская часть трассы (в 2018 году), и теперь Анкоридж. Также отметим, что с Алсибом была связана одна из экспедиций Германа Арбугаева, участника «Байкал-Аляски» 2018 и 2019 годов.

Встречи с близкими по духу

В этом году экспедиция проходит не в столь диких местах, как в прошлом. И встречает много коллег-экспедиционщиков, кто ходит по океану под парусами. Так, на Кадьяке участники «Байкал-Аляски» вечером встретилась с участниками «Тихоокеанской кругосветки», прошедшими из Владивостока через Петропавловск-Камчатский до Анкориджа.

А в один из дней у экипажа «Искателя» получился спонтанный пикник с коллегами-путешественниками из США: сначала поговорили, стоя в океане борт к борту. Сразу почувствовали, что на одной волне, и решили продолжить общение на берегу у костра, рассказывая о Байкале, развития туризма на нем и легендарных иркутских купцах, конечно. Вот как об этом вспоминает Михаил Петров:

— Закатное солнце Аляски медленно погружалось за горы. Скальный выступ рядом с нами окрасился в ярко-оранжевый цвет уходящего солнца. Экипаж приготовился к ужину, вооружившись тарелками и ложками, застыл в ожидании, когда же я открою крышку казана. Как вдруг издалека показался надвигающийся на нас небольшой катер. Сейчас мимо пройдет, сказал капитан, но катер шел именно к нам. Сбавив обороты двигателя и маневрируя для парковки рядом с нами, он подошел к нашему борту. Из него высыпали молодые люди, парни и девушки, всего 5 человек. Поздоровались с нами, потом пошли вопросы: «Как? Откуда? Куда?».

Как выяснилось позже, это американцы, занимающиеся туризмом на Аляске, и у одной девушки из их компании был день рождения. Угостили их пловом и кедровой настойкой. После продолжительного диалога они нас пригласили на некую береговую косу, разделить с ними их праздник, мы согласились.

Они быстро разожгли костер, и один из парней приготовился делать торжественный ужин на костре. Было очень интересно за ним наблюдать. Оказалось, готовил он мексиканский буритос из мяса оленя. Долго мы сидели у костра пели песни, они американские под гитару, ну а мы «Черного ворона» и поднимали чарки за виновницу торжества. Атмосфера была очень дружеская и душевная. Рассказывали им об экспедиции, показывали фотографии нашего края, а они нам — свои фото и истории про путешествия. Ночная мгла быстро поглотила океан и успокоился ветер. Ребята уехали, а мы приняли решение остаться ночевать прямо здесь. Трое из наших заночевали прямо у костра в спальниках.

 — На этот раз у нас очень необычная экспедиция, много новых впечатлений, новых мест, огромное число интересных пейзажей, которые не характерны для наших широт. На Аляске очень хорошо, нам здесь действительно нравится, — сравнивает этапы разведки в 2016, экспедиции 2017, 2018 и 2019 годов старший помощник капитана Роман Неудачин  — один из тех, кто с экспедицией с самого начала.  – И что очень важно для меня  — здесь много людей, которые идейно с нами. Которые близки нам по духу. Мы с ними общаемся, полезную информацию от них получаем и много позитива. Это ценно и можно получить только в путешествиях.

Паруса на фоне ледников

Потолкаться среди льдин — сделано! На фоне ледников и дикой природы Аляски с китами и каланами вокруг. Да еще и ледник-то как назывался — «Медвежий»! Так прожил несколько часов «Искатель», добравшись до залива принца Уильяма, одного из красивейших мест Аляски, — романтично, немного экстремально и здорово. Правда, именно здесь первый раз за всю историю экспедиции не получилось зайти в устье реки: течение оказалось слишком сильным. Впрочем, альтернатива всегда есть: «Искатель» разместился в бухте.

 — С утра был большой переход к леднику Петрова, — пишет в своем дневнике участница экспедиции Наталья Еремеева.  —  По факту здесь несколько сходящих ледников. Но есть центральный. С него дует лютой зимой. Зашли в речку, которая идёт с него, но так как ледник не прямо по курсу, было тепло и рядом полуторакилометровый пляж с чёрным песком. Мы гуляли по пляжу босиком. Удивительное чувство — идти в обнимку с природой. Тепло проходит очень-очень глубоко. Такое состояние случилось благодаря невероятно красивой природе. Это путешествие прочищает мозг, создаётся ощущение пустоты и наполненности красотой мироздания.

Но самым запоминающимся походом к ледникам стал один, когда каждый испытал самые разные эмоции.

Анатолий Казакевич:

— Встали в 6.30 утра, минут за 15 наловили рыбы, пять горбуш, и пошли в место, называемое «Ледяная бухта». Прорывались через льды к самому большому леднику на Аляске, пришлось идти на предельно маленькой скорости, раздвигая палкой лед. К леднику высотой 700-800 метров подошли на километр, наблюдали, как с него постоянно сходят лавины. Грохот стоит! Волна поднимается!

 

 

Наталья Еремеева:

 — Посещение самого большого ледника Аляски — самое яркое впечатление дня! Мы пробирались через льды. У нас появилась новая специальность на «Искателе» — ледотолкатели и ледовые штурманы. Сам же «Искатель» был ледоколом. Было немного страшно, льдины были большими и острыми. Капитан отважно рулил, придумали себе настоящее приключение. Вряд ли где-то еще и с чего-то еще мы бы увидели так близко, как падают льдины с ледника! И все это – при прекрасной погоде!»

 

Михаил Петров:

— Нашему восторгу не было предела. Ледник раскалывался, это сопровождалось оглушительным грохотом. Холод заставил надеть на себя всю теплую одежду. На крайней кромке льда загорали ленивые морские котики, при виде нас они заторопились в воду.

 

— Аляска – совершенно другой мир, дикая, ни на что ни похожая природа. Вроде бы и есть что-то сходное с Байкалом, Ольхоном, но совсем немного. Здесь все иное. И здесь обязательно надо побывать! – делится впечатлениями путешественник, кладоискатель Рудольф Кавчик.

Второй этап: испытание океаном

Экипаж второго этапа экспедиции получился исключительно мужским: капитан Анатолий Казакевич, Михаил Петров и Андрей Прудников продолжили путь, к ним присоединились путешественники из Якутска — Герман Арбугаев и Андрей Гриднев. Океан приготовил им настоящие испытания: все восемь дней пришлось противостоять стихии. Вот, как об этом вспоминает Михаил Петров в своем дневнике:

 

«Проснулись около девяти утра. Ночь прошла спокойно, без ветра и волков. Потеряли сутки, пережидая непогоду. Нужно было идти дальше и наверстывать. Быстро позавтракав, завели моторы. Связи не было. Позвонили в Иркутск со спутникового телефона, узнали прогноз, вроде нормально, идти можно. Только волна в океане после шторма ожидалась от трех до четырех метров. Вышли в океан и сразу же поймали эту самую волну.

Капитан кричит: «Держитесь! Держитесь! Держитесь! Сейчас долбанет. Быстро надеть всем спасжилеты!». Кого-то тошнит. Наше судно превратилось в американские горки. Сначала ты со скоростью падаешь в пропасть, видишь самую нижнюю кромку волны и видишь, как над тобой возвышается огромная масса воды, по которой ты стремительно идешь вверх и опять проваливаешься в пропасть. Дух замирает, доза адреналина впрыскивается в кровь. Чувствуешь жизнь и всю силу океана с замиранием сердца. Задача — подальше отойти от берега, так как у берегов волна набирает основную мощь и обладает самой разрушительной силой. Надели жилеты, сидим держимся, а «Искатель», маленький и беззащитный, борясь со стихией, идет вперед.

С трудом пробились в открытый океан. Волна стала не меньше, но более раскатистой и мотало уже не так сильно. И мы решились на суточный переход.

До следующего населенного пункта было 280 километров, скорость катамарана на полном ходу составляет 12-15 км/ч. Шли посменно, друг друга меняя за штурвалом. Ночь медленно опустилась на океан. Ориентируясь только по компасу и GPS, уверенно разрезали волну, слушали музыку — Виктор Цой пел для нас «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра», а вокруг — кромешная тьма и шум моторов, которые оставляли за собой свет от океанского планктона. Звезд в эту ночь не было видно, небо по-прежнему было затянуто облаками и только изредка на фоне тяжелого неба показывалась луна. К пяти часам ночь сменилась сумерками».

Исторический финиш

Финишировала экспедиция в Ситке, бывшем Ново-Архангельске, который 60 лет был столицей Русской Америки. Произошло это 26 августа — ровно в тот же день, что в Ситку впервые на корабле зашел Николай Резанов.

По традиции, после успешного завершения очередного этапа экспедиции было принято решение о будущем проекта: как официально сообщает Анатолий Казакевич, экспедиция будет продолжена в следующем году. Планируется начать движение в обратном направлении и за несколько лет вернуться в Иркутск.

Для справки:

13 422 км за 137 дней в течение двух лет по рекам, морю и океану на надувном парусно-моторном катамаране океанского класса «Искатель». Такой путь, меняясь экипажами, проделали 40 участников уникальной экспедиции «Байкал-Аляска» в 2017 и 2018 годах, впервые за 150 лет решив повторить путь легендарных сибирских купцов-первопроходцев. В 2019 году к участникам добавились еще пять человек, а путь нынешнего года составит примерно 2000 км. Один из самых диких и уединенных маршрутов в мире, сотни помощников, поддержавших экспедицию, десятки медведей, китов и моржей на океанских этапах, шторма и много «самых-самых» мест 7 регионов России и самого северного штата Америки.

Весь водный путь между двумя континентами был проделан на специально сделанном для экспедиции парусно-моторном, сборно-разборном катамаране океанского класса «Искатель»: жизнь на нем протекала на площади 12,5 на 7,5 метров, где умещались палатка, камбуз, гальюн и оставалось достаточно свободного места для удобной жизни от двух до шести человек.

Анна Важенина