Совсем скоро Разбушлат отправляется в экспедицию «Арктика — Индигирка-2016»

1 июля ЭГ Разбушлат отправляется в новую экспедицию «Арктика 2016», по завершению которой в эфире OceanTV появится документальный фильм об этом удивительном крае. До старта осталось всего 44 дня и сейчас мы предлагаем вам ознакомиться с географией маршрута.

Экспедиция «Арктика 2016» включает в себя заброску автотранспортом в верховья Индигирки, сплав до Восточно – Сибирского моря, переход в море Лаптевых с радиальным заходом по реке Яна в Нижнеянск, переход до северного порта Тикси,  далее до устья Лены и подъем по ней до Якутска.

Индигирка по праву считается уникальной рекой в великолепной северной тройке Яна-Индигирка-Колыма. Начиная свой бег из озера Лабынкыр, где водится, как гласят местные предания, некое громадное животное — «Лабынкырский чёрт». По описаниям якутов это нечто тёмно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами «чёрта» равно ширине плота из десяти брёвен. Если верить легенде, «чёрт» очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег.

Индигирку условно можно разбить на три участка:

  • типичная горная северная река, набирающая силу и мощь;
  • -зажатый в глубоком каньоне 100 километровый участок со сложнейшими порогами 3-4 категории. Скорость течения в котором достигает 4м/сек. Дожди меняют уровень воды на высоту 10 метров в сутки, превращая её в бушующий котел, перемалывающий огромные стволы и двигающий обломки скал. Гигантские водовороты способны поглотить и разбить суда любого типа;
  • равнинная, тихая и в основном безлюдная. Русло изобилует мелями и косами, местами разбивается на множество рукавов. Протекая по низменной равнине очень извилиста. Ближе к устью Индигирка разбивается три главных рукава (Русское устье, Средний, Колымский), которые образуют дельту площадью 5500 км². От моря устье Индигирки отделено мелководным баром.

 В основе гидронима «Индигирка» — эвенское родовое наименование «индигир — люди рода инди». Длина реки 1726 км, площадь бассейна 360 тыс. км². На Индигирке расположен северный полюс холода — посёлок Оймякон и город-памятник Зашиверск, вымерший от оспы в XIX веке. По ряду параметров Оймяконская долина — наиболее суровое место на Земле, где проживает постоянное население, а Зашиверск, основанный в 1639 году как зимовье за порогами-шиверами (отсюда название города) в XVII — начале XIX веков являлся местом сбора ясака, крупным торговым и административным центром в бассейне Индигирки, с населением до 500 человек. Перекрёсток водных и сухопутных путей (из Якутска на Колыму). С истреблением пушного зверя пришёл в упадок, после эпидемий оспы к 1880-м годам прекратил существование. Последние исследования грунта свидетельствуют о том, что находиться там небезопасно и споры оспы не погибли за эти века.

Ещё больший интерес представляет село в низовьях реки Индигирки  — Русское Устье. По преданиям жителей села, Русское Устье было основано в конце XVI века русскими поморами, выходцами из старых владений Новгорода Великого (предположительно около 1570 года), бежавшими от преследований опричников Ивана Грозного. Однако первое упоминание о селе относится к 1638 году, именно в этом году казацкий отряд под руководством тобольского казака Ивана Реброва открыл морской путь на Индигирку и построил в низовьях реки два острожка. Много великих исследователей бороздили эти просторы. Из самых известных можно назвать Дмитрия Лаптева, Семёна Дежнева, Сергея Обручева и Иван Черский, но до сих пор люди живут своим укладов вдали от цивилизации в нашем сегодняшнем её понимании. 

Расположенная по берегам Индигирки природа – целая горная система, которую принято называть хребтом Черского. Уникальные кисиляхи (высокие скальные столбы причудливой формы, образованные в результате криогенного выветривания, камни, торчащие на поверхности плоских гор или из-подо льда со снегом, похожи на человека – откуда и происходит название), впадающие горные ручьи и реки, причудливые изгибы, огромные плоские долины, нетающие в самые жаркие месяцы вечные наледи и многое-многое другое делает эту реку поистине подарком для любого путешественника. Растительность представлена тополево-чозениевыми лесами на дне речных долин, редкостойными лиственничными лесами в нижней части склонов хребтов и зарослями кедрового стланика и ольховника, а также каменистыми, лишайниковыми и кустарниковыми тундрами в высокогорье. На вершинах наиболее высоких хребтов — холодные каменистые пустыни. Волшебные рассветы и закаты, скрывающие в тумане бурные воды – это просто кладезь для фотографа или художника.

Индигирка богата рыбой, в устье — промысел ряпушки, чира, муксуна, нельмы, омуля, сига. Также ведется добыча золота и бивня мамонта.

 Река хоть и таит множество опасностей, но предыдущий опыт экспедиций позволяет их нивелировать, чего не скажешь о морском участке пути. Сложность даже на выходе из устья Индигирки – многочисленные бары (мелководье), а уж дальше – АРКТИКА. Северный Морской Путь. Полная автономность. Ветры и штормы. В восточной части моря даже летом сохраняются плавучие многолетние льды. Даже в устьях рек вода соленая и к питью не пригодна. Как ни странно, но именно малые глубины представляют для нас наибольшую опасность – ведь на протяжении десятков километров нет возможности подойти к коренному берегу, а в непогоду это чрезвычайно важно. Широкие полосы песчано-илистой осушки и сильная изрезанность песчаными косами и островками заставляет проявлять крайнюю бдительность при навигации. Зато Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. В морях же Арктики обитают тюлени, моржи, а также несколько видов китообразных: усатые киты, нарвалы, касатки и белухи. 

Море Лаптевых обладает меньшей соленостью по сравнению с Восточно – Сибирским, но  в связи с удалённостью от Атлантического и Тихого океанов, является одним из самых суровых среди арктических морей. Полярная ночь и полярный день длятся около 3 месяцев в году. Снег падает даже летом и чередуется с туманами. Глубины постепенно увеличиваются (наибольшая — 3385 метров) и рельеф береговой линии меняется в сторону её повышения над уровнем моря.  Сгонно-нагонные колебания уровня моря значительные — до 2 метров, а в заливах достигают 2,5 метров. В целом, уровень моря повышается при северном ветре и понижается при южном. Вследствие относительно слабых ветров и небольших глубин море Лаптевых относительно спокойно, с волнами обычно в пределах 1 метра. В июле-августе в открытом море могут наблюдаться волны высотой до 4-5 м.

 Экспедиция также планирует достичь уникального места – дельты реки Лена (общая площадью 45 тыс. км²). Это одна из самых больших речных дельт в мире. Бесчисленные острова, островки, протоки и озёра, низкие, затопляемые во время разлива, беспрестанно меняющие очертания. Только три главные протоки доходят, не прерываясь, до моря: самая западная — Оленёкская, средняя — Трофимовская и восточная — Быковская. Все они судоходны, но наибольшее значение имеет Быковская длиной 130 км, по которой мы и пройдем от  бухты Тикси. В дельте Лены находятся Усть-Ленский заповедник и крупнейший российский биосферный резерват Лена-Дельта площадью более 60 тыс. км². В заповеднике живёт огромное количество водоплавающих птиц, гусей, лебедей, уток, гагар, чаек и других.

Флот  Разбушлата в Арктику:

  1. Металлический Беркут L-ARKTIKA – лидер производства алюминиевых  катеров готовит специальную модель катера для Арктики, для суровых условий мореходства. Его вес, габариты, 90-то сильный двигатель фирмы Golfstream делает невозможным прохождение самого-самого верхнего участка реки и стабильного хода в режиме ледовой обстановки и штормов Ледовитого Океана. 
  2. Вторым, уникальным в своем роде судном, у нас будет надувной Ротан – 520. Судно, в котором конструкторам удалось совместить лодку и катамаран, вплотную приблизившись к эффекту экранопланов, т.е. движению на грани двух стихий. Оснащен 40-ка сильным мотором фирмы Golfstream.
  3. Третья лодка тоже надувная – FORTIS-490. Это совершено новая модель РИБ катамаран от компании Фортис. Аналогов в России нет , лодку специально делают для проекта.  Двигатель – 40-ка сильный мотор фирмы Golfstream новой линейки четырехтактных моторов компании Гольфстрим.

Разбушлат планируеи вести онлайн-репортаж из экспедиции, за которым можно будет следить на их сайте


Интересующие вас вопросы вы можете задать на форуме экспедиции http://www.razbushlat.com/#!razbushlat-forum/cdbd или написав на почту: info@razbushlat.com

Источник: ЭГ Разбушлат