Что такое «шлюп»?

Яхты «Wasp» и «Queen Mab»

Яхты «Wasp» и «Queen Mab» — участники регаты America’s Cup 1891 г. Оба судна несут парусную оснастку шлюпа.

У слова «шлюп» несколько значений, они приводятся в любой морской энциклопедии или словаре. Самое первое из них означает тип военного судна, на котором российские (и не только российские) мореплаватели совершали дальние плавания, в том числе кругосветные. Но уж больно туманно говорится об этом значении слова «шлюп» в тех же энциклопедиях…

Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Художник М.М.Семёнов.

Вот что, например, написано во втором томе «Морского энциклопедического справочника» (Л., Судостроение, 1987): «Шлюп. 1. Парусный 3-мачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб». К такому определению сразу возникает ряд вопросов. Бриги и корветы по размерам и составу вооружения очень близко примыкают друг к другу, и «впихнуть» между ними ещё один тип трёхмачтового корабля затруднительно – непонятно, чем он будет отличаться от корвета? Ещё вопрос: едва ли не самый известный шлюп Российского флота «Восток» крупнее корвета и вообще по всем признакам должен быть отнесён к фрегатам – почему же он числился шлюпом?

Модель английского двухмачтового шлюпа «Wolf»

Модель английского двухмачтового шлюпа (brig-sloop) «Wolf».

Причина столь невнятной трактовки термина заключается в том, что на самом деле шлюп – это не тип парусного судна, а класс судов. В британском флоте шлюп (sloop) – это судно для колониальной службы, обладающее большой дальностью плавания и несущее облегчённое вооружение. То есть главная характерная черта шлюпа – это его предназначение, а не конструктивный тип. По типу же парусной оснастки эти суда могли быть совершенно разными – у англичан имелись, к примеру, трёхмачтовые ship-sloops (корабли-шлюпы, де-факто – корветы) и двухмачтовые brig-sloops (бриги-шлюпы). Таким образом, шлюп не занимал «промежуточное положение между корветом и бригом», а сам по типу мог быть и корветом, и бригом, и фрегатом.

Колониальный шлюп британского флота «Rosario»

Один из последних представителей колониальных шлюпов британского флота – парусно-паровой «Rosario», 1898 г.

Любопытно, что если к сказанному добавить ещё одно значение термина «шлюп» — одномачтовое судно с бушпритом и гафельным (иногда бермудским или рейковым) парусным вооружением, то остаётся только изумляться «разнообразию шлюпов в природе»).

Яхта-шлюп «Gloriana»

Яхта-шлюп «Gloriana» — ещё один участник регаты America’s Cup 1891 г.

В Российском флоте, как и в английском, шлюпом считалось судно, специально приспособленное для дальних плаваний и экспедиций. В класс шлюпов зачислялись бриги («Моллер», «Сенявин»), фрегаты («Восток», «Камчатка»), транспорты («Мирный», «Благонамеренный» и др.). Вот как писал про свой шлюп «Предприятие» известный мореплаватель Отто Коцебу: «По своим размерам он не уступал фрегату среднего ранга, но во избежание ненужной нагрузки был вооружён лишь 24 шестифунтовыми пушками».

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева», худ. Е.В.Войшвилло.

Кстати, шлюпы «Нева» и «Надежда», на которых Крузенштерн и Лисянский совершили первое кругосветное плавание, официально в состав Российского Императорского флота не входили. Эти суда были куплены в Англии Российско-Американской компанией и представляли собой, выражаясь современным языком, ЧОП – частное охранное предприятие).

История классических шлюпов закончилась в 1904 году с завершением строительства серии трёхмачтовых парусно-паровых судов типа «Espiegle», предназначавшихся для службы в британских колониях. Но десятилетие спустя этот класс кораблей возродился – правда, в ином качестве. В ходе Первой мировой войны у «Владычицы морей» появились новые грозные противники – авиация, мины и особенно германские подводные лодки. Соответственно возникла потребность в многоцелевых кораблях небольшого водоизмещения, предназначенных решения широкого круга задач в прибрежных водах – дозорной и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны, траления и т.п. Так возник новый класс эскортных кораблей, который англичане опять-таки назвали шлюпами.

«Delphinium» - крупный серии эскортный шлюп

«Delphinium» — один из представителей крупной серии эскортных шлюпов типа «Flower», строившихся в Англии в 1915-1917 гг.

Шлюпы нового поколения строились в Англии до конца Второй мировой войны. Наиболее мощными и удачными представителями этого класса стали корабли типа «Black Swan» («Чёрный лебедь»). Однако по своим характеристикам они фактически стали идентичны фрегатам и эскортным миноносцам, появившимся к тому времени во флотах Великобритании и США. В итоге в послевоенные годы шлюпы, сохранившиеся лишь в британском флоте, были переклассифицированы во фрегаты.

Британский шлюп «Amethyst»

Британский шлюп «Amethyst» — один из кораблей типа «Black Swan». В 1948 г. он оказался участником громкого инцидента: находясь на реке Янцзы, корабль был обстрелян сухопутной артиллерией Народно-освободительной армии Китая и получил серьёзные повреждения.

В 50-е годы прошлого столетия история военных шлюпов вроде бы закончилась, но… В мае 2012 года министерство обороны Великобритании представило концептуальный проект под названием «Перспективный шлюп типа «Black Swan». Представляется, что оба названия – шлюп и «Black Swan» — выбраны не случайно: во-первых, они напоминают о наиболее удачном представителе семейства эскортных кораблей периода Второй мировой войны, во-вторых, свидетельствуют о новом назначении корабля. Предполагается, что британские шлюпы XXI века в некотором роде станут аналогами американских «литоральных» кораблей (Littoral Combat Ships), предназначенных для действий в прибрежной зоне театра военных действий.

Проект перспективного шлюпа «Black Swan»

Проект перспективного шлюпа «Black Swan», 2012 г.