Что же будет с теплоходом «Максим Горький» дальше?

 

Теплоход Максим Горький на стоянке в МРП

20 апреля должна закрыться сделка купли продажи между АО «Московское Речное Пароходство» и ФГУБ «Канал имени Москвы» теплохода «Максим Горький».  Этот теплоход часто называют «яхтой Сталина» и не безосновательно. «Максим Горький» был построен на заводе «Красное Сормово» в далеком 1933 году по личному распоряжению Вождя Народов. В то самое время силами различных подразделений ГУЛАГа велось активное строительство трассы канала имени Москвы – новой транспортной артерии столицы, для работе на которой требовался качественно новый флот.

Теплоход Максим Горький

Изначально теплоход должен был называться «Красный Богатырь». Уникальность строительства была в том, что судно строили под открытым небом, а не в помещении — специально для него был вырыт ковш затона. «Красный богатырь» должен был стать личным теплоходом Иосифа Сталина, то есть это было судно специального назначения для внутренних водных путей. Научный промышленный потенциал СССР в то время был уже довольно высок, и для нового теплохода использовали корпус и энергетическую установку подводной лодки серии «Декабрист». Отделочные, монтажные и пуско-наладочные работы велись еще до конца августа 1934 года, и их конечным результатом стал великолепный теплоход, который был спущен на воду под названием «Максим Горький». Для отделки теплохода мастера применили более 17 пород дерева, в том числе такого ценного, как красное дерево, чинара, карельская береза и другие. Вся мебель и предметы интерьера разрабатывались и создавались по индивидуальным чертежам.

Теплоход Максим Горький . Фото с сайта компании Мостурфлот.

Побывал ли на борту «Горького» сам Сталин достоверно не известно. Якобы, он должен был пройти по только что построенному каналу именно на борту «Горького», чтобы оценить масштабы строительства. На открытии канала Сталин был, но был ли он именно на этом теплоходе… А вот Алексей Максимович Горький отдыхал на теплоходе в 1935 году. Кроме него, в разные годы (1936-1941гг.) на теплоходе отдыхали первые лица ЦК КПСС — Берия, Хрущев, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков.

Теплоход Максим Горький. оридор в носовой части. Впереди — музыкальный салон.

На время войны судно было переведено в Куйбышев, где оно пережидало войну. С 1945 года «Максим Горький» был местом отдыха для советских дипломатов, различных делегаций министерств и ведомств Советского Союза. Теплоход поучаствовал и во всем известном Московском фестивале молодежи и студентов 1957 года. В сентябре 1999 года теплоход «Максим Горький» участвовал в параде судов во время Нижегородской торгово-промышленной ярмарки, после чего был поставлен на причал у Чкаловской лестницы для обозрения посетителями (как плавучий музей).

Теплоход Максим Горький . Художник Дмитрий Дроздецкий

Некоторое время назад теплоход «Максим Горький» использовался как «банкетоход» и любой желающий мог бы использовать его как плавучий ресторан, Но время идет, конкуренция на просторах Москва-реки диктует свои условия, кроме того теплоход требует капитальных затрат, а средств на это у МРП нет. Рассматривалось множество вариантов, в том числе продажа  за границу. Однако нашелся инвестор, в лице ФГУП «канал им Москвы»,  целью которого стало же желание сохранить исторический объект и создание первого в Москве плавучего музей на базе теплохода «Максим Горький» . Об этом передает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта.  Планируется, что сделка по покупке судна за 20 млн рублей с ОАО «Московское речное пароходство» будет закрыта до 19 апреля. После судно отправится на капитальный ремонт.

«Таким образом речной «борт №1» сталинской эпохи останется в России. Легендарный теплоход станет первым в Москве действующим плавучим музеем и культурным центром, который сможет ходить по водным путям «Канала имени Москвы», — говорится в пресс-релизе. Флагманский лайнер «Максим Горький» был построен к 1934 году, когда силы всей страны были брошены на возведение другого уникального гидротехнического сооружения – Канала Москва-Волга (сегодня – Канал имени Москвы).

 

ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин

«Максим Горький» является шедевром отечественного судостроения и действующим памятником истории. Мы хотим вдохнуть в него новую жизнь, превратить речной «Борт №1» в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией и банкетным залом. Таких проектов в мире единицы. Мы планируем оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты. После реконструкции теплоход «Максим Горький» станет современным культурно-музейным плавучим центром, который сможет совершать экскурсионные туры через знаменитые шлюзы «Канала имени Москвы», – резюмирует руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.