Чесма: крупнейшая морская победа России

Часть 3. Факты, цифры и белые пятна

Автор текста: Богдан Колосов

Чесменское сражение. Гравюра П.Канотио по оригиналу Р.Патона

Чесменское сражение. Гравюра П.Канотио по оригиналу Р.Патона

Итоги сражения при Чесме были настолько очевидны и бесспорны, что турки сразу же признали своё поражение. Погибшим морякам на берегу бухты был поставлен памятник. А в турецкой исторической литературе закрепилось устойчивое словосочетание «Çeşme Faciası» — «Чесменское бедствие, Чесменская катастрофа».

В то же время многие обстоятельства этой морской баталии до сих пор остаются не выясненными. В первую очередь это касается соотношения сил воюющих сторон и их потерь. На протяжении 240 лет все отечественные публикации о Чесме (а их было много!) базировались исключительно на данных одной стороны – российской. И лишь в последние годы появились турецкие источники – исторические монографии и диссертации, содержащие очень любопытные архивные документы. Сопоставляя эту информацию с традиционно приводящейся у нас, попробуем проанализировать некоторые факты и цифры. Начнём с соотношения сил на море.

«Три Иерарха» - типичный представитель крупной серии 66-пушечных кораблей Российского флота. Вступил в строй в 1766 г. Водоизмещение – около 1200 т. Вооружение состояло из 26 24-фунтовых, 24 12-фунтовых и 16 6-фунтовых пушек.

«Три Иерарха» — типичный представитель крупной серии 66-пушечных кораблей Российского флота. Вступил в строй в 1766 г. Водоизмещение – около 1200 т. Вооружение состояло из 26 24-фунтовых, 24 12-фунтовых и 16 6-фунтовых пушек.

1. Российский флот. В принципе, тут всё более или менее ясно. К началу боя в Хиосском проливе русская эскадра имела в своём составе 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 бомбардирский корабль, 1 посыльное судно (пакетбот), 4 вооружённых транспорта и более десятка мелких судов без вооружения. Линейные корабли, представлявшие основную ударную силу эскадры, были достаточно новыми: все построены в 1763-1769 годах. Самым мощным из них был 72-пушечный «Святослав», который относился к 80-пушечному рангу, но по прибытии в английский Портсмут с целью улучшения мореходности был облегчён и частично перестроен. Остальные 8 кораблей («Св. Евстафий Плакида», «Европа», «Три Святителя», «Три Иерарха», «Св. Иануарий», «Не тронь меня», «Ростислав» и «Саратов») принадлежали к 66-пушечному рангу и несли по 66-68 орудий. На нижнем деке русских кораблей стояли наиболее мощные пушки — 24-фунтовые. По штату экипаж каждого 66-пушечного корабля составлял 512 человек, «Святослава» — 670. Всего на судах русской эскадры находилось около 6500 человек.

Русские линейные корабли «Саратов» и «Святослав» во время боя в Хиосском проливе, фрагмент картины П.-Ж.Волэра, 1771 г.

Русские линейные корабли «Саратов» и «Святослав» во время боя в Хиосском проливе, фрагмент картины П.-Ж.Волэра, 1771 г.

  1. Османский флот. Согласно всем отечественным публикациям, к моменту начала боя в Хиосском проливе турецкий флот состоял из 16 или 17 линейных кораблей, двух фрегатов, двух 50-пушечных «каравелл» и многочисленных (около 50) малых парусных и парусно-гребных судов. Считалось, что 6 кораблей несли от 80 до 100 пушек каждый, остальные – от 60 до 74. Все эти данные взяты из «Собственноручного журнала капитан-командора С.К.Грейга», в котором говорится: «Турецкая линия баталии… на якоре: корабли Гасан-паши – «Реал Мустафа» (84-пушечный), «Капитан Аллибей» (96), «Патрона Реало» (84); Капитан-паши – «Капитан-паша» (100), «Патрона Аукара» (84), «Мулинос Ахмет» (84); Джафер-бея – «Джафер-бей» (80), «Ахмет» (74), «Султана» (74), «Эмир Мустафа» (70); корабли 2-й линии – «Хамензей» (60), «Барбаросена» (60), «Алли Кандиск» (60), «Родос» (60), «Мекхин» (60), «Гепулин-паша» (60), имя неизвестное (60), а также 2 каравеллы (по 50) и 2 фрегата (по 40); позади линии – десять галер и большое число галиотов и барказов, державшихся на веслах».

Численность личного состава турецкого флота к началу боя оценивалась в 15 тысяч человек. Таким образом, неприятель имел как минимум двукратное превосходство над нашим флотом.

Старинная миниатюра – турецкий линейный корабль XVIII века

Старинная миниатюра – турецкий линейный корабль XVIII века

Однако следует признать, что эту информацию вряд ли можно считать достоверной. Сведения о противнике собирались в результате опроса греческих рыбаков и турецких пленных, которые мало что знали. К тому же турецким языком на русской эскадре почти никто не владел. В результате, когда наконец в Турции был издан список кораблей османского парусного флота, ни одного (!) из приведённых Грейгом названий в нём не оказалось.

Зато теперь появились публикации на основе турецких архивных документов, согласно которым русской эскадре в Хиосском проливе противостояли не 17, а 10 кораблей: два трёхдечных (84-пушечный «Burc-u Zafer», флаг Джезаирлы Гази Хасан Паши, и 96-пушечный «Hısn-i Bahri», флаг Али Бея), а также 8 двухдечных (66-пушечные «Ziver-i Bahri», флаг Джафер Бея, и «Sebk-i Bahri», 60-пушечные «Peleng-i Bahri» и «Mukaddeme-i Şeref», 54-пушечные «Semend-i Bahri», «Mesken-i Gazi» и «Tılsım-i Bahri», 52-пушечный «Ukab-ı Bahri»). Кроме того, у турок имелось 6 или 8 вооружённых торговых судов, имевших от 36 до 44 лёгких пушек (их наши моряки приняли за фрегаты и «каравеллы») и 11 галер.

На османском флоте ощущалась острая нехватка личного состава – на многих судах были половинные экипажи. (Этим, кстати, объясняется нежелание противника маневрировать ведение артиллерийского огня из невыгодного положения – с якорной стоянки. Правда, тут надо заметить, что штатная численность команды турецкого корабля по сравнению с российским была выше как минимум в полтора раза). Всего на линейных кораблях находилось примерно 3950 человек, на галерах – около 3000, на остальных судах – не более 2000.

34_d7c713_z

Старинные турецкие миниатюры, изображающие корабли османского флота XVIII века

Старинные турецкие миниатюры, изображающие корабли османского флота XVIII века

3. Потери сторон. В ходе первой фазы сражения – боя в Хиосском проливе – обе стороны потеряли по одному линейному кораблю. У нас погиб 66-пушечный «Св. Евстафий Плакида», у турок — 84-пушечный «Burc-u Zafer» («Бурджу-Зафер»; в отечественной исторической литературе он ошибочно именуется «Реал Мустафа»).

Хиосское сражение (фрагмент), художник И.К.Айвазовский. На картине изображена абордажная схватка кораблей «Св. Евстафий Плакида» и «Бурджу-Зафер». Последний часто ошибочно именуется «Реал Мустафа»

Хиосское сражение (фрагмент), художник И.К.Айвазовский. На картине изображена абордажная схватка кораблей «Св. Евстафий Плакида» и «Бурджу-Зафер». Последний часто ошибочно именуется «Реал Мустафа»

В Чесменской бухте сгорели все оставшиеся линейные корабли, кроме «Semend-i Bahri» («Семенди-Бахри»); последний был взят в плен и получил затем наименование «Родос». Кроме того, как трофеи нам достались 5 галер.

Любопытно, что, согласно Морскому уставу Петра I, за каждое потопленное судно экипажам полагалось денежное вознаграждение. И за сожжённый в Чесменской бухте османский флот, а также взятые трофеи, морякам из государственной казны была выплачена огромная по тем временам сумма — 167 475 рублей 15,25 копейки. Причём рассчитана она была исходя из факта уничтожения 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шебек, 8 галер и 32 галиотов. Неудивительно, что все моряки, от юнги до адмирала, были кровно заинтересованы в завышении нанесённого врагу ущерба…

Так представляли Чесменское сражение в Западной Европе. Старинная немецкая гравюра

Так представляли Чесменское сражение в Западной Европе. Старинная немецкая гравюра

Людские потери на русской эскадре за время боя в Хиосском проливе, согласно журналу Грейга, составили 523 человека убитыми (в том числе 508 на «Св. Евстафии», 6 на «Трёх Святителях». 4 на «Европе», 3 на «Не тронь меня»). Во второй день боя, то есть собственно в Чесменском сражении, погибло всего 11 человек. Таким образом, по данным С.К.Грейга, наши безвозвратные потери составили 534 человека. По другим источникам, в бою погиб 661 наш соотечественник.

О потерях турок Грейг пишет следующее: «Потеря неприятеля оказалась весьма велика, и хотя не было возможности узнать её даже приблизительно, но, по словам турок, она должна простираться до 10 000 человек, даже более, потому что на флоте их находилось с лишком 15 000 человек, а на следующий день не могли насчитать 4000, которые вместе с гарнизоном крепости и всеми жителями Чесмы в величайшем страхе убежали в Смирну…». Вероятно, отсюда в разные издания перекочевала цифра турецких потерь в 11 тысяч человек. Эти данные представляются явно завышенными, так как экипажи всех судов, включая галеры, в сумме не превышали 9 тысяч человек. Если допустить, что цифра в 4000 оказавшихся на берегу правдива, то, вероятно, турки потеряли в Чесменском сражении около 5 тысяч человек. Впрочем, это всего лишь гипотетические рассуждения…

Английская карикатура на Екатерину II, стремящуюся захватить Константинополь

Английская карикатура на Екатерину II, стремящуюся захватить Константинополь

Ещё одна карикатура – «Искушение Екатерины»

Ещё одна карикатура – «Искушение Екатерины»

В заключение ещё раз подчеркнём: Российский флот при Чесме одержал блестящую победу, этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Но создать объективное описание битвы, с учётом данных обеих противоборствующих сторон, историкам ещё предстоит.

При подготовке публикации использованы материалы сайта: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php

Продолжение следует