24 мая 1900 в Санкт-Петербурге спущен на воду легендарный крейсер «Аврора»

аврора3

фото: tour-petersburg.com

116 лет назад под залпы салюта на верфи Нового Адмиралтейства Николаем II был спущен на воду крейсер «Аврора». Бронепалубное двумачтовое судно с водоизмещением 6,7 тонн, длинной 127 метров и шириной около 17 метров было оснащено 8 орудиями калибра 152 мм, 24 орудиями калибра 77 мм, 8 орудиями  калибра 37мм, 2 орудиями калибра 63,5 мм и тремя 381-мм торпедными аппаратами.

Крейсер получил свое название в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в времена Крымской войны: в 1854 году 44-пушечный фрегат «Аврора» отбил город от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса.

Кстати, во время спуска на верхней палубе судна в составе почётного караула находился 78-летний матрос, служивший на той самой «Авроре».

 

16 июня 1903 года корабль официально вошел в состав Российского императорского флота. Свое первое боевое крещение корабль получил уже через несколько лет в  Цусимском сражении в годы Русско-японской войны, однако был серьезно поврежден перекрестным огнем японских кораблей. В результате одного одного из попаданий начался пожар в близости от бомбового погреба. Лишь благодаря героической самоотверженности моряков «Авроры» удалось предотвратить угрозу взрыва и уничтожения корабля.

В том сражении погиб командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получив смертельное ранение в голову от осколков снаряда.  Скончались 14 матросов, 8 офицеров и 74 нижних чина получили ранения.

Судну удалось вырваться из окружения противника и взять курс на юго-запад.  21 мая выжившие корабли «Аврора», «Жемчуг» и «Олег» бросили якорь в филиппинском порту Манила, находящимся под контролем США. Согласно директиве, полученной американским командованием из Вашингтона, русские корабли должны были либо снять все вооружение, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Так, 26 мая 1905 года с крейсера были сняты все замки орудий и сданы в американский арсенал. На этой ноте война для «Авроры» закончилась.

В 1906 году «Аврора»  вернулась в Балтику и после ремонта переведена в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, в Африку, Таиланд и Индонезию

Первую Мировую войну «Аврора» встретила в составе второй бригады крейсеров Балтийского флота. Перед бригадой поставили задачу несения дозорной службы в устье Финского залива с целью своевременного обнаружения германских дредноутов.

11 октября 1914 года «Аврора», можно сказать, во второй раз избежала уничтожения —  на входе в Финский залив германская подводная лодка «U-26» обнаружила два русских крейсера «Палладу» и «Аврору. Оценив обстановку и сделав вывод, что новый отечественный крейсер представляет собой более ценную добычу, нежели ветеран русско-японской войны, командир германской подлодки принял решение торпедировать именно «Палладу».  В результате попадания снаряда, на судне произошел взрыв в погребе боезапаса и крейсер затонул вместе со всем экипажем. «Авроре»  же удалось развернуться и укрыться.

В последствие «Аврора» отправилась в Петроград на ремонт.

7 ноября 1917 , согласно легенде, произошло знаковое событие — из пушки холостым выстрелом был отдан сигнал к штурму Зимнего дворца и начале Октябрьской революции.

В 1918 году крейсер был переведен в Кронштадт и законсервирован. К 1922 году «Аврора» в очередной раз становится учебным судном, а в годы Великой Отечественной войны башенные орудия были демонтированы и использовались для защиты Ленинграда от фашистов.

30 сентября 1941 года «Аврора» была обстреляна и потоплена в порту Ораниенбаума. Уже после войны судно подняли, отреставрировали и поставили в Санкт-Петербурге на вечную стоянку.

Крейсер «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея. 1956 год

Крейсер «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея. / фото: planetadorog.ru

В 1992 году на флагштоке «Авроры» появилось полотно Андреевского военно-морского корпуса.

1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Кстати, корабль является объектом культурного наследия Российской Федерации.

А в сентябре 2014 года корабль был отправлен в Кронштадт на прохождение очередной ремонт работ. Планируется, что крейсер вернётся в состав флота 16 июля 2016 года.