109 лет назад Амундсен открыл Северо-Западный морской проход

АдудсенБолее ста лет назад, в декабре 1911 года, человек впервые в истории вышел на ту географическую точку, которую называют Южным полюсом Земли. Этим человеком был норвежец. Звали его Руаль Амундсен — имя, уже тогда известное всему миру. Имя человека легендарного, фантастически смелого, упорного, энергичного, выносливого, целеустремленного. Спустя 15 лет, в 1926 году, Амундсен совершит полет над Северным полюсом и станет первым человеком, побывавшим на обоих полюсах планеты — Северном и Южном. Он путешествовал до конца своих дней. В самом прямом смысле…

Полное имя этого человека — Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen)(1872-1928). Мечтой его детства были море и путешествия. По настоянию матери он поступил на медицинский факультет университета в Кристиании (Осло), но после ее смерти бросает учение. Руаль был не просто «болен» морем.

Много позже он напишет, что с малых лет был увлечен загадочной судьбой английского капитана Джона Франклина, в 1850 году отправившегося на поиски Северо-западного прохода (морской путь из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан и Канадский архипелаг). Экспедиция Франклина пропала. Руаля томила мечта пройти через Северо-западный морской путь, доказать его судоходность. Но к этому примешивалась еще одна страсть:

«Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. Я тоже хотел пострадать за своё дело — не в знойной пустыне по пути в Иерусалим, а на ледяном Севере, на пути к широкому познанию доселе неведомой великой пустыни».

Этими страданиями судьба его щедро одарила.

Амундсен

Амундсен в эскимосской кухлянке. 1903 год

В 1892-м закончил школу штурманов. Далее: матрос на судах. Первое путешествие в 22 года (в 1896-м) — участие в арктической экспедиции на бельгийском судне «Бельжик». В 1897-м на том же корабле — уже в качестве штурмана, а потом помощника капитана — по заданию бельгийской компании плывет к берегам Антарктиды. Там, у берегов, корабль был затерт льдами. Капитан судна тяжело заболел, Амундсен принял командование на себя и в конце концов вывел «Бельжик» на открытую воду. За этот подвиг в 1898 году получил свою первую награду — бельгийский кавалерский крест ордена Леопольда. Но то была прелюдия к главным деяниям, главным страданиям и триумфам.

Мечта Амундсена претерпевает изменения: «Во время этого путешествия созрел мой план. Мне хотелось связать мечту детских лет о Северо-Западном проходе с гораздо более важной для науки целью: установить нынешнее местоположение Северного магнитного полюса».

Амундсен, в первом ряду слева направо

Амундсен — первый слева в первом ряду на яхте «Йоа»

Дальше — время серьезной подготовки — теоретической и научной. К 1900 году Амундсен — сотрудник Германской морской геофизической обсерватории в Гамбурге. Знаком с норвежским метеорологом и астрономом Хенриком Моном, с великим полярником Фритьофом Нансеном. С ними определяет научные задачи будущего путешествия. Покупает подержанную47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa») с дизельным двигателем всего в 13 лошадиных сил и полгода проводит на ней в испытательном плавании в Баренцевом море. В 1902 году получает капитанский диплом, а 16 июня 1903 года «Йоа» выходит из Кристиании курсом на Северную Атлантику. Команда яхты состояла из семи человек. Амундсену — 30 лет. С яхтой «Йоа» они одного года рождения.

Слабосильная яхта дважды была остановлена льдами. Две зимы жили на льду, в домиках из продовольственных ящиков. Температура внутри дома не поднималась выше +5°C. Закупленные газокалильные керосиновые лампы оказалась непригодными, большую часть полярной ночи команда провела в потёмках. Охота была затруднена.

Несмотря ни на что, Амундсен проводит научные исследования. На первом месте — изучение свойств земного магнетизма. Велись и этнографические работы — на Канадском архипелаге изучал обитающих в тех местах эскимосов, удивительный народ, приспособившийся к жизни в тяжелых полярных условиях. Амундсен перенял у эскимосов способ управления собачьими упряжками; чуть не первым стал носить эскимосскую кухлянку (род мехового комбинезона с капюшоном), учился добыванию пищи среди льдов.

Яхта "Йоа"

Яхта «Йоа»

В августе 1905 года яхта «Йоа» завершает проход через Северо-западный морской путь. Амундсен достиг главной цели путешествия и осуществил детскую мечту. Выход из Канадского архипелага был особенно труден — льды, мелководье (от киля до дна порой было не больше дюйма — 2,5 см.). У берегов Гренландии яхта снова вмерзает в лед. Перспектива еще одной зимы во льдах Амундсена не устраивает. Вдвоем с коллегой он отправляется на собаках к берегам Аляски, до первого телеграфного агентства. Три месяца два человека преодолевали те 500 ледяных миль, что отделяли «Йоа» от ближайшего городка Игл Сити на Аляске. В Игл Сити прибыли 5 декабря. Амундсен вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».

Так закончилось второе серьезное путешествие Амундсена. Мир рукоплескал. Его ставили рядом с Нансеном как великого полярного исследователя времени. Но первый круг судьбы еще не завершился, звездный час Руаля был впереди.

По материалам: http://www.landsmann.no/